Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

"Гавел: его жизнь", Михаэл Жантовский (Пролог)

Пролог

Перед тем, как пожертвовать лесом для написания книги, необходимо задать себе три прямых вопроса и дать на них, хотя бы, предварительные ответы. Интересна ли тема книги кому-нибудь, кроме автора? Были ли иные исследования, позволяющие удовлетворить интерес к тематике книги? И наконец, является ли автор верным лицом, чтобы писать книгу на подобную тематику?

Collapse )

Посещение Библиотеки Вацлава Гавела (22 августа 2018 года)

Вацлав Гавел - драматург, поэт, интеллектуал и первый постсоциалистический Президент Чехословакии, а позже Чешской Республики. Я мало знал про Вацлава Гавела, кроме того, что чешский народ его уважает. Поэтому в этот визит я решил побольше узнать об этом удивительном человеке.



Еще в первый день моего визита я, после трехчасового сна и регистрации в отеле, пошел на Вацлавскую площадь, зашел в первый попавшийся книжный магазин и купил биографию Михаэля Зантовского "Гавел" (один из основателей Гражданского форума, пресс-секретарь Вацлава Гавела, посол Чешской Республики в США, Израиле и Великобритании и директор Библиотеки Вацлава Гавела).



Книга очень интересная и написанная хорошим литературным языком, поэтому ее чтение было одним удовольствием (я еще не закончил ее читать). Прочитанные 150 страниц немного подготовили меня к визиту в Библиотеку Вацлава Гавела.

Collapse )

"The Dead Zone" (1983)

That is your... your «dead zone»

В 1983 году Дэвид Кроненберг снял «Видеодром». В этом же году канадский режиссер экранизировал роман Стивена Кинга «Мертвая зона». Два диаметрально противоположных фильма за год? Давайте посмотрим, как у него это получилось.

Collapse )

100 запись в ЖЖ ("Constans", 1980)

От трудов праведных не построишь палат каменных


Сегодня мне посчастливилось сходить на встречу с Кшиштофом Занусси. Честно признаюсь, до сегодняшнего дня я не смотрел ни одного его фильма, но перед встречей я прочитал его новую книгу «Как нам жить? Мои стратегии». На страницах книги перед нашими глазами предстает умный, скромный и ироничный человек и живой Кшиштоф Занусси полностью соответствует этому портрету. После встречи нас ждал еще один приятный сюрприз – просмотр отреставрированной версии «Константы».

После службы в армии Витольду (Витеку) очень везет – он попадает электриком в предприятие, занимающееся обслуживанием заграничных мероприятий. Благодаря этому Витек получает возможность ездить за границу и заработать достаточно денег для осуществления своей мечты – отправить в экспедицию в Гималаи. Но «блатное» место работы влечет за собой необходимость ловчить и потакать требованиям начальства, а Витек, в силу своих убеждений, не может поступиться своими моральными принципами…

Все мы любим рассуждать о честности и порядочности. Практически любой из нас (включая меня) любит бравировать о том, какой он честный и порядочный. Несмотря на это, большинство из нас никогда не упустят возможности «словчить», немного обмануть или каким-либо иным способом продвинуть себя в личном, материальном или ином аспекте. Вместе с тем, среди нас встречаются люди, для которых честность и порядочность никогда не будут пустым звуком.

Витек относится к вышеперечисленной редкой породе людей. Новое место работы предоставляет возможность быстро «подняться», но все знают текст известной поговорки, вынесенной в эпиграф. Но подобная линия поведения недопустима для Витека - он никогда не поступится своими моральными принципами и ожидает такого же поведения от других. В свою очередь, другие всеми силами цепляются за «хлебное место» и поначалу их забавляет чудаковатый новый коллега, но позже Витек начинает вызывать неприязнь и у коллег, и у начальства.

Большинству людей всегда был свойственен меркантилизм и никакой общественный строй неспособен «выжечь» эту основную человеческую черту. Польское социалистическое общество даже сделало людей еще более меркантильными, ибо большинство граждан подобного общества готовы перегрызть глотку ради искусственно ограниченных благ вроде иностранной валюты и поездок в капиталистические страны. Поэтому человек, готовый добровольно отказаться от ограниченных благ, никогда не отыщет понимания окружающих.

Через Витека и иных персонажей «Константы» Кшиштоф Занусси поднял вопрос важности выбора – жить по совести или руководствоваться сиюминутным благом? Гнаться за материальными благами или выбрать небогатую и честную жизнь? Выбор Витека жить по совести влечет для него множество трудностей, но честный путь никогда не влечет легкого счастья. Кшиштоф Занусси прекрасно осознает это и показывает перед нами две развилки. Живой Кшиштоф Занусси никогда не пытается навязать нам свою точку зрения и это качество перешло в его фильмы (как минимум в тот единственный фильм, который я посмотрел).

Я Вам честно скажу, если бы посмотрел «Константу» в 15 лет, то я бы подумал, что Витек лох и неудачник. К счастью, мне сейчас 25 лет, и у меня больше мозгов и я уже могу «читать между строк». Подумайте для себя – человек, который всегда следует своей нравственной «константе» всегда вызовет больше восхищения, чем люди, периодически вспоминающие о своих высоких моральных устоях, хотя перед этим охотно предавшие свои убеждения (привет richteur и его отзыву на "Уолл-стрит").

Посмотрите и задумайтесь.

После просмотра только хочется пожелать Кшиштофу Занусси еще долго и плодотворно творить. Надеюсь, что мой юбилейный пост получился удачным.

P.S. Контекст нескольких фраз допускал использование жаргона.

https://www.facebook.com/pionerbookstore/videos/1348839285206524/?hc_ref=PAGES_TIMELINE - запись со встречи с читателями.

https://www.facebook.com/pionercinema/videos/1352085774840059/ - запись с презентации фильма.

Простите за хвастовство:




Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/konstanta-ili-o-tom-kak-jit-po-sovesti-5d69299435c8d800add15b6b.

"The Childhood of a Leader", 2015

It's sort of about the birth of a megalomaniac

В синопсисе к фильму «Детство лидера» было написано, что он является вольной экранизацией одноименного рассказа Жана-Поля Сартра и романа Джона Фаулза «Волхв». К сожалению, я читал Сартра очень давно и вообще не читал Фаулза. Тем не менее, при просмотре «Детства лидера» у меня возникла аналогия с еще одной известной книгой.

В 1931 году итальянский писатель и журналист Курцио Малапарте написал «Технику государственного переворота. Ближе к концу книгу, Курцио Малапарте написал о темной, болезненной, сексуальной подоплеке их власти. Также журналист отметил, что основная черта диктаторов – зависть. Диктатура – не только форма правления, но и наиболее законченное воплощение зависти в политическом, моральном и интеллектуальном аспекте.

«Детство лидера» показывает становление личности будущего диктатора. В вышеупомянутой книге также написано о женственной сути характера диктаторов. Этот тезис иллюстрируется детским нарушением половой идентификации Прескотта – его одевают в женскую одежду и он носит длинные волосы. В дополнение, маленький Прескотт страдает энурезом, что является одним из элементов т.н. «Триады Макдональда».

Одно из основных положений психоанализа – в формировании личности большую роль играют взаимоотношения с родителями. Прежде всего, по всему фильму разбросаны намеки о незаконнорожденности Прескотта. Фактические родители Прескотта показаны холодными и отстраненными людьми, более озабоченными своими проблемами и карьерой, чем воспитанием ребенка. Еще с первых минут фильма Прескотт предстает перед зрителями как «мальчик со странностями».

Режиссер построил повествование как историю о «трех капризах». Если первый каприз – бросание камней в прихожан еще выглядит невинной детской шалостью, то второй и третий каприз уже раскрывают перед зрителями жуткий внутренний мир Прескотта. Режиссер следует режиссерской модели Робера Брессона – разоренная войной французская деревня, аскетичные интерьеры домов, пожилые служанки. Как и Михаэль Ханеке, Брэди Корбет оставляет большинство событий «за кадром», чтобы еще больше встревожить зрителя.

В не очень хороших синопсисах к этому фильму написано, что влияние на формирование личности Прескотта оказали действия отца при Версальских переговорах. Но это является результатом поверхностного перевода или невнимательного просмотра. Просто режиссер решил воспользоваться классическим приемом – противопоставлением. Режиссер показывает, как в кажущийся момент наивысшего триумфа демократии растет чудовище, готовое взорвать демократию изнутри.

Я честно признаюсь, что до этой недели ничего не слышал про этот фильм и мне его посоветовали при переписке в чате. Несмотря на это, данный фильм стал приятным открытием для меня и хочется поблагодарить своего собеседника за очередной хороший совет. Посмотрите его и может в следующий раз статья о том, что один из пяти генеральных директоров является психопатом[1] не вызовет у вас ироничной усмешки.

"Tenebrae", 1982

When you have eliminated the impossible, whatever remains, however improbable, must be the truth

В 1977 году Стивен Кинг написал свой роман «Ярость». Затем, где-то через 10 лет, на территории США начали происходить страшные преступления, осуществленные школьниками, вдохновленными текстом вышеупомянутого романа Стивена Кинга. Шокированный тем, что текст «Ярости» нашел воплощение в реальной жизни, Стивен Кинг отзывает свой роман из продажи. В 1982 году, Дарио Арджетно решает снять фильм на схожую тематику.

Практически любой человек любит периодически почитать «для расслабления» кровавые детективы или посмотреть кровавый боевик или криминальную драму. Основным индикатором «качества» подобных произведений является детальное описание или воплощение сцен насилия или убийства. Но, когда Вы сидите в метро или включаете телевизор, задумываетесь ли Вы, что побудило автора написать или снять такое произведение? Писана ли эта книга настоящей кровью или это просто полет фантазии автора?

Дарио Ардженто не дает очевидного ответа на этот вопрос. Одной из основных тематик «Дрожи» является работа бессознательного начала человека. Режиссера интересуют потаенные страхи человека, как жертва может превратиться в охотника или наоборот. Каким образом добропорядочный человек становится безжалостным убийцей. Конечно главный вопрос «Дрожи» – являлись ли катализатором убийств эти кровавые книги или «ген убийцы» сидит в определенных людях с рождения?

Отдельную роль в фильме играет образ города. Мы все привыкли к прекрасному Вечному Городу. В этом фильме, Дарио Ардженто отказывается от всех клише, присущих Риму. Рим «Дрожи» - холодное место, с наступлением ночи становящееся идеальным местом для нелюдей. Преобладающие цвета фильма носят стальной оттенок, ассоциирующиеся с основным инструментами убийц – ножом или бритвой.

«Дрожь» намного кровавее, чем предыдущие фильмы Дарио Ардженто. Я не являюсь большим поклонником экстремального насилия на экране, но убийства, снятые Дарио Ардженто, очень изобретательны и артистичны (наиболее точный эпитет). В отличие от Лучио Фульчи, снимающего и смакующего экстремальное насилие, Дарио Ардженто наглядно показывает нам действие нелюдей, под влиянием определенной категории искусства, и посмотрев это, зритель может задуматься, а так ли прикольны все эти кровавые фильмы и книги.

В отличие от большинства триллеров и детективов, при просмотре «Дрожи» зритель может ассоциировать происходящее на экране с реальностью. Каждый день в новостях нам рассказывают про жестокие убийства, поэтому рассказанная на экране история, к сожалению, может воплотиться в любой момент.

После неудачного «Инферно», Дарио Ардженто реабилитировал себя классическим джалло. Этот фильм не дотягивает до уровня «Кроваво-красного», но «Дрожь» снята на очень высоком уровне. Фильм рекомендуется всем любителям триллеров и поклонникам Дарио Ардженто.

В память об Анджее Жулавском ("Trzecia czesc nocy", 1971)

О, Бог, возвышающий злейших и дающий бич в руки их

Фильм начинается с цитаты стиха 7 главы 8 Откровения Иоанна Богослова: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела». На момент начала фильма уже Четвертый Ангел вострубил и Земля превратилась в пепелище и не видно ни солнца, ни луны, а только серые тучи.

Этот мир является лишь предверием Ада, в который отвозят на грузовиках. Оккупанты возникают внезапно, чтобы забрать очередную порцию душ в Ад или оказать высшее милосердие – убить на месте. Главный герой фильма Михал лишается жены и сына и пытается попасть в Сопротивление. После ухода от облавы, герой встречает беременную женщину, как две капли воды похожую на его покойную жену…

Как и в «Одержимой», Анджей Жулавски использует мотив двойников. В «Третьей части ночи» Марта-двойник убитой жены Михала символизирует одного из людей, имеющих божью печать. Благодаря этой печати, Марта способна совершить Чудо – родить ребенка. Благодаря прикосновению к Чуду, Михал получает шанс искупить грех потери своей предыдущей семьи. Но достаточно ли этого для получения божьей печати?

В отсутствие оккупантов, разрушением тел и душ людей занимаются вши. Но они становятся единственным способом прокормить новую семью, поэтому Михал становится «кормильцем вшей» в центре, занятом изобретением вакцины от тифа. Эти вши подобны саранче, описанной в стихе 3 главе 9 Откровения Иоанна Богослова. Они не даруют людям привилегию быстрой смерти, а лишь обрекают на долгое и мучительное угасание.

Но чем же является этот фильм? Притчей об оккупации? Предсмертным бредом больного Михала? Анджей Жулавски не дает ответа на данный вопрос и предлагает Вам найти его самим.

"Midnight in Paris", 2011

I'm from the '20s, and I'm telling you the golden age is la Belle Epoque

Кто из нас не мечтал переехать в Париж, насмотревшись французских фильмов? Кто из нас, не говорил себе, как Оскар из «Горькой луны», что когда я разбогатею, то обязательно стану писателем и перееду в «город, где творили Хемингуэй, Миллер, Скотт Фитцджеральд»?

Джил Пендер, очередной человек, который не может смириться с действительностью получает «волшебный билет» в Париж 1920х годов. Он счастлив, он теперь может каждый вечер на время убежать от нелюбимой невесты, занудного тестя, псевдоинтеллектуального профессора…

«Полночь в Париже» воссоздает тот Париж, о котором мы все мечтаем: город-сказка, город-праздник. В Париже Вуди Аллена вы можете случайно натолкнуться на Скотта Фитцджеральда, попросить Гертруду Стайн отрецензировать свою книгу, поговорить о носорогах с Сальвадором Дали и, наконец, влюбиться в натурщицу Пабло Пикассо. Но, подобные мечты имеют одну маленькую неприятную черту – они несбыточны.

Вуди Аллен иронизирует, но по-доброму. В любом поколении будут люди, недовольные действительностью и мечтающие попасть в «Золотую эпоху» или Ренессанс или еще раньше. Бессмысленно жить своими мечтами и пытаться найти их осуществление в прошлом. Вместо этого, нужно воплощать свои мечты в жизнь и для этого вполне подходит современность.

Дерзайте!

8 из 10

"Mortelle randonnée", 1983

Пишете Мари?

В Брюсселе частный детектив по кличке «Глаз» уже много лет безуспешно пытается отгадать, какая девочка на классной фотографии 1962 года является его дочерью Мари. Каждый год он звонит своей бывшей жене Мадлен и называет очередную девочку, но не может отгадать верно и ему остается только гадать до следующего года. В один из этих дней, Глаз получает задание от своей начальницы разузнать подробности про загадочную девушку Поля Гюго - отпрыска одной богатой четы. Ему без труда удается отследить Люси Бретано и узнать необходимые подробности о ней, но на следующее утро он разглядел в бинокль, как она избавляется от трупа Поля Гюго.  Вместо того, чтобы сообщить в полицию об убийстве, он отслеживает ее до отеля и следует за героиней, уже сменившей имя на Еву Гранже, в Ниццу, солгав начальнице о том, что Поль Гюго улетел в Монреаль…

Большинство критиков относят «Смертельную поездку» к французскому нео-нуару, но данный фильм нельзя отнести к конкретному жанру. Клод Миллер, талантливый ученик признанных мастеров «французской новой волны», работавший ассистентом на многих фильмах Франсуа Трюффо, Жака Деми и Жана-Люка Годара, прекрасно усвоил главный урок «новой волны» - сочетание абсолютно разных жанров и направлений в рамках одного фильма. Данный фильм можно назвать сочетанием абсурдной сказки и нуара.

Мир «Смертельной поездки» похож на сон – героиня, согласовывающая свои действия с гороскопом, кажущаяся телепатическая связь между главными героями, второстепенные персонажи, словно сошедшие со страниц бульварных детективов. В создании абсурдной атмосферы важную роль играет музыка Карлы Брей, создавшей музыку, с одной стороны похожую на джаз, звучащий в классическом американском нуаре, а с другой стороны придав ей звучание, подходящее для абсурдных сказок.

Глаз первоначально производит впечатление ангела-хранителя героини: убирает за ней трупы, дарит ей ее любимые папиросы, мысленно предостерегает от встреч с недостойными людьми. Невнимательный зритель может даже поверить, что героиня на самом деле является его дочерью Мари. Но, позже Глаз, снедаемый ревностью, разрушает единственный шанс своей «дочери» на счастье и обрекает ее на своеобразное повторение истории Бонни и Клайда. Катрин Лейри, как мы позже узнаем настоящее имя героини, с ее modus operandi, связанным с поиском фигуры отца и дальнейшим избавлением от него и постоянно меняющей рассказы о своем «отце», часто являющимися ее прежними жертвами, очень напоминает героинь Анны Кариной в некоторых фильмах Годара («Безумный Пьеро», «Сделано в США» и т.п.) и трагических героинь из фильмов Трюффо. При просмотре фильма возникает мысль о психоанализе, который очень любят европейские постановщики, и при взгляде на поведение героев сразу возникает ассоциации с мотивом навязчивого повторения и подсознательных двойников.

«Смертельная поездка» является безусловным бенефисом Мишеля Серро, он создал потрясающего персонажа: закадровый голос актера, комментирующий все происходящее, его постоянные диалоги с самим собой, телепатические советы своей «дочери». Изабель Аджани играет роль «второй скрипки», но не в смысле актерской игры, а в смысле количества экранного времени и акцента сценаристов на героине. Она потрясающе перевоплощается на экране, Аджани предстает на экране сначала простенькой студенткой Люси Бретано, потом становится надменной топ-моделью Евой Гранже и не менее правдоподобно создает еще несколько образов, включая сломленную личной трагедией Катрин Лейри. Клод Миллер также включил в «Смертельную поездку» своеобразный «поклон» французской новой волне, включив в фильм легенд того периода Сами Фрея, Жана-Клода Бриали, Стефан Одран и Ги Маршана, дав каждому из них яркую эпизодическую роль.

Подводя итог, хочется сказать, что получился потрясающий фильм, и после его просмотра начинаешь понимать первоначальные основы стиля Жака Одиара, которые он позже перенесет на экран в качестве режиссера.

9 из 10

"L'histoire d'Adèle H.", 1975

I'm still young and yet it sometimes seems to me that I've reached the autumn of my life
С античных времен есть общеизвестное выражение: «Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Это выражение относится и к неразделенной любви. Данный тезис иллюстрируется историей безнадежной любви Адели Гюго.

Франсуа Трюффо хотел экранизировать дневники Адели Гюго в течение семи лет. Он постоянно менял кандидаток на главную роль, пока не увидел юную Изабель Аджани в «Пощечине» и он незамедлительно утвердил ее на роль Адели Гюго, невзирая на то, что 19-летняя актриса должна была играть 30-летнюю женщину.

«Историю Адели Г.» можно назвать, по некой аналогии с театром, фильмом одной актрисы. Несмотря на то, что в фильмы есть другие актеры, хорошо справившиеся со своими ролями, взгляд зрителя прикован только к игре Изабель Аджани.

Изабель Аджани полностью растворяется в своем персонаже, мастерски показывая каждый маленький нюанс постепенного помутнения рассудка Адели Гюго. Актриса мастерски показывает весь спектр эмоций, пережитый героиней. Героиня Аджани не переживает, а буквально «захлебывается» чувствами. Режиссер и оператор делают упор на крупные планы лица актрисы, что позволяет показать ее потрясающую мимику, в особенности в финале, когда героиня бродит по Барбадосу с полностью отрешенным лицом и отсутствующим лицом. Практически каждый кадр с крупным планом лица героини можно использовать на занятиях по психиатрии или актерскому мастерству.

Автор подобрал идеальную метафору постепенного помутнения рассудка героини – ухудшение зрения. Первоначально у Адели Гюго нормальное зрение, но по мере прогрессирования ее одержимости она видит все меньше и меньше и в буквальном, и в переносном значении этого слова.

Режиссер мастерски использует мотив противопоставления для иллюстрации безумия Адель. Прежде всего это касается объекта любви Адели Гюго – лейтенанта Пинсона, показанного бабником, кутилой, заядлым игроком. А антиподом Пинсона служит продавец книжного магазина, в который Адель ходит за бумагой, показанный порядочным человеком и который мог бы стать достойным мужем героини. В какой-то степени мотиву противопоставления служит и выбор Изабель Аджани на заглавную роль, а точнее ее красота, делающая еще более парадоксальной ее одержимость лейтенантом, который явно не достоин ее.

Фильм имеет соответствующую атмосферу, сильно отличающуюся от оптимистичного настроя «Американской ночи». Серые тона города, постоянное «утопание» главной героини во сне, постоянная темнота Галифакса и нищета Барбадоса – все это еще более подчеркивает безысходность положения Адель.

Благодаря этому данный фильм не вызывает ощущения фальши, как большинство других историй о неразделенной любви. При просмотре «Истории Адели Г.» зритель переживает весь спектр эмоций с героиней, и сцена, когда разбитая Адели горько плачет в карете невольно вызывает слезы или сжимает сердце. Все кто когда-то любил, найдут что-то свое в этом фильме.

Подводя итог, хочется поблагодарить Франсуа Трюффо за то, что он открыл Изабель Аджани для мирового кинематографа. И я считаю, что после «Истории Адели Г.» она могла больше не сниматься и ее бы помнили только за эту роль. Однако, она продолжила сниматься и подарила миру множество потрясающих образов. Очень жаль, что в 1976 году Изабель Аджани не получила Оскар за лучшую женскую роль, но ее уже ждут пять заслуженных Сезаров, двойная премия Каннского кинофестиваля 1981 года и много других заслуженных наград.

10 из 10