Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"White Nights" (1985)

I was suffocating here!

Михаил Барышников, наверное, является самым успешным советским эмигрантом в США. Об этом можно судить, хотя бы, по тому, что он смог сохранить популярность в США и после развала СССР и то, что много американцев старше 30-40 лет знают его. Особенно восхищает то, что у него не было никаких знаний о жизни и порядках на Западе (он не был сыном дипломата и т.п.), но он смог «изменить мир под себя». Также Михаил Барышников периодически играл в кино, и я лично узнал о его существовании после просмотра в старших классах «Секса в большом городе».

В вышедших в 1985 году «Белых ночах» Михаил Барышников фактически сыграл самого себя – танцовщика-эмигранта Николая Родченко. Николаю удается преуспеть на Западе, но во время перелета в Японию самолет вынужден совершить аварийную посадку на военном аэродроме в Сибири. Один из агентов КГБ узнает Николая и его перевозят в Ленинград. К Николаю прикрепляют «нянек» - степ-танцовщика Реймонда и его русскую жену Дарью. Несмотря на предложения вернуться в качестве прима-балерины в родной театр и неусыпный контроль КГБ, Николай начинает обдумывать план побега…


В какой-то степени «Белые ночи» носят некий пропагандистский оттенок, но его нельзя причислить к дубовым агиткам о том, как все плохо в СССР. Этот фильм показывает особую породу людей – рожденных свободными. Николай – самовлюбленный «артистичный сукин сын», но он не был рожден ходить строем и подчиняться чьему-то жесткому диктату. Поэтому он смог стать полноценным жителем Запада 1970-1980х годов, который тогда был намного свободнее, чем сейчас.

Есть множество афоризмов про свободу, но мне запомнилось изречение первого Президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика: «Что такое свобода? Это право выйти на главную площадь и прокричать: «Боже, какое у нас плохое правительство!» (не уверен в точности цитаты) Реймонд бежал из несвободных США 1960х, протестуя против войны во Вьетнаме, но в СССР он получил лишь должность бесправного клоуна на побегушках. Поначалу между ним и Николаем неприязненные отношения, но житель Запада помог Реймонду снова осознать важность свободы в самом широком смысле ее слова, включая свободу политическую.


Также пропагандистский аспект фильма нивелируется хорошо поставленными танцевальными сценами, саундтреком и отличной игрой Ежи Сколимовского в роли мерзкого и хитроумного полковника КГБ Чайки. В целом «Белые ночи» - неплохой одноразовый бенефис Михаила Барышникова. Кстати, он до сих пор продолжает выступать.

Tags: #1985, #США, #кино, #рецензии, 1985, Кино США, Тэйлор Хэкфорд
Subscribe

Posts from This Journal “Кино США” Tag

  • "Ирландец" (2019)

    В бой идут одни старики Я люблю Америку 1950х-1970 гг. Я любил в раннем подростковом возрасте такие фильмы Мартина Скорсезе, как…

  • "Атлантик-Сити" (1980)

    Абракадабра Луи Маль, как и иные французские режиссеры 1960х годов, начинал с «французской новой волны». Но он быстро вышел за…

  • "Изгоняющий дьявола" (1973)

    Больше, чем просто хоррор «Изгоняющий дьявола» вышел в 1973 году и произвел фурор. Сейчас какой год на дворе? Вроде бы конец 2019…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments