Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Triple agent" (2004)

Народный фронт

В 1930е годы Европу лихорадило. В Германии набирал силу нацистский режим, Австрия приняла доктрину «австрофашизма», Италия начала экспансию в Африке, а в Испании началась жестокая гражданская война. Одной из немногих более-менее демократических стран континентальной Европы была Франция, где на парламентских выборах 1936 года победил Народный фронт – коалиция левых партий, включая коммунистов.

Но Францию также лихорадило из-за конфликтов между различными политическими движениями (левыми и правыми). Несмотря на это, все же в то время Париж был городом, где уживались представители различных национальностей и политических течений – белые офицеры и советские эмигранты; испанцы и итальянцы; коммунисты и монархисты и многие другие.


Бывшие князья, генералы, дворяне, промышленники и прочие бывшие привилегированные лица Российской Империи, в большинстве своем, вынуждены днем водить такси, но у них есть своя организация – Русский общевоинский союз. Они мечтают вернуть прежнюю Россию и свергнуть большевизм, но к середине 1930х годов РОВС превратился в клуб желчных стариков, полный советских агентов. СССР уже удалось деморализовать РОВС, когда агенты ОГПУ похитили генерала Кутепова в 1930 году.

В 1937 году главой контрразведки РОВС является бывший белый генерал Федор Воронин. В отличие о многих соотечественников, ему удалось относительно неплохо устроиться. Воронин женат на красивой гречанке Арсиное, он живет в неплохой квартире и у него есть состоятельные знакомые. Федор Воронин спокойно общается с соседями – коммунистами и в целом он понимает бессилие РОВС. Но до Арсинои начинают доходить слухи о контактах ее мужа с нацистами…


С помощью документальной хроники и диалогов, «Тройной агент» хорошо показывает состояние французского общества второй половины 1930х годов. Демократические институты кажутся отжившими себя и неспособными справиться с общественными вызовами и тоталитарные идеи – коммунизм и нацизм, - начинают приобретать особую притягательность. Ведь недаром, на Всемирной выставке 1937 павильоны СССР и Нацисткой Германии были расположены по соседству.

При этом, как ни парадоксально, Франция второй половины 1930х годов является более «левой» страной, чем СССР того же времени. В квартире у коммунистической пары висят кубистские картины, которые в СССР уже считались «буржуазным формализмом» (я не уверен в точности термина), а художники, творящие в стиле «социалистического реализма» находятся не в почете.


Французская коммунистическая партия управляется из Москвы и по приказу руководства уже отбросила всякую революционную риторику и готова вступать в коалиции с иными левыми силами, хотя еще в 1933 году немецкие социал-демократы были объявлены «социал-фашистами». На страницах «LHumanite» пишут о нецелесообразности революции и осуждают несанкционированные забастовки. Москва также, по мнению ряда сменовехонцев, отбросила мировую революцию и вернулась на рельсы национальных интересов России.

В этой политической турбулентности уже никому не нужны обломки бывшей царской России и их просто оставляют догнивать. Эти обломки также уже давно фактически разобщены и каждый из них начинает идти своим путем – кто-то нанимается во франкистскую армию, кто-то по-прежнему сидит в офисе РОВС, кто-то просто тянет рабочую лямку, а кто-то начинает сотрудничать одновременно с нацистами и коммунистами.


Что же двигает человека на путь предательства, если у него есть деньги и на него нет компромата? Желание расквитаться с бывшими сослуживцами, присягнувшими советской власти? Разочарование в эмиграции? Или что-то иное? Эрик Ромер не дает ответа на этот вопрос и предлагает зрителю дать ответ на этот вопрос. Выбирая свой ответ не забывайте, что мы до сих пор не знаем фактов о «деле Скоблина», послужившем первоисточником для этого фильма.

«Тройной агент» - словесный портрет Франции 1930х в целом, и русской эмиграции в частности. Если вы интересуетесь историей русской эмиграции, то посмотрите этот фильм, но не забывайте, что он снят «по мотивам».
Tags: #2004, #Франция, #кино, #рецензии, 2004, Кино Франции, Эрик Ромер
Subscribe

Posts from This Journal “Кино Франции” Tag

  • "Bande à part" (1964)

    Быть или не быть мне на вашей груди, вот в чем вопрос Жан-Люк Годар, как много в этом имени для сердца киноманского сплелось. Как я уже писал…

  • "Leon" (1994)

    Venus as a boy… Любовь прекрасна в любой форме, в особенности, если она случается с двумя душевно искалеченными людьми. Леон –…

  • "Le Grand Bleu" (1988)

    Разыщи Жака Майоля… « Никита» получилась так хорошо, потому что Люк Бессон был влюблен в Анн Парийо и она, обласканная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments