Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Арсенал" (1929)

Где же враг?

Вот и пришло время для очередной кинорулетки. Наш Великий генералиссимус altereos подобрал для отзыва особенный фильм – черно-белую и немую картину про январское восстание в Киеве в 1918 году. Я не большой специалист по немому кино (не считая Чаплина) и по истории Гражданской войны, но я всегда стараюсь расширить свой кругозор, и наконец подвернулась возможность. Ладно, перейдем к фильму.

После прочтения отзыва richteur на «ленинскую дилогию» Михаила Ромма («Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году») мне даже захотелось посмотреть эти фильмы. После их просмотра, я согласился со словами richteur о том, что «ленинская дилогия» является не пропагандой, а кинематографией религиозного толка. Хотя и не обязательно было смотреть эти фильмы, чтобы подтвердить слова richteur, а достаточно было только посмотреть на год выхода – 1937 и 1939 год.


За восемь лет до выхода «Ленин в октябре» Александр Довженко снял «Арсенал». В то время тоталитарный строй еще формировался, поэтому у художников еще было больше возможностей для самовыражения.  Тогда еще допускалось изображать в кино белых (и прочих оппозиционные советской власти силы) не как монстров, а как живых людей, веривших в свое дело или заблуждавшихся под влиянием каких-либо факторов (например, пропаганды) или набранных в качестве пушечного мяса для борьбы за чужие интересы.

Действие фильма начинается во время Первой мировой войны. У одной матери было три сына и все они погибли на фронте. В связи с уходом на фронт мужчин, на украинской земле воцарился голод. На фронтах Первой мировой войны царит безжалостная бойня с применением отравляющих газов и выстрелов в спину от своих офицеров. После развала фронта солдаты возвращаются домой, но на их Родине началась война между Радой и большевиками и истосковавшиеся по домам люди снова попадают под ружье.


С первых секунд «Арсенал» показывает себя, как произведение, отличное от типичных фильмов 1930х годов про «контрреволюционную сволочь». Режиссер использует множество крупных планов, чтобы запечатлеть лица непрофессиональных актеров и показать их эмоции, когда они узнают о смерти близких людей иои о необходимости снова воевать. И самое главное – в фильме очень мало идеологических клише (есть кадр с «Царем-тряпкой» и еще несколько «идеологически верных сцен», но они видно были добавлены для удовлетворения цензуры).

Александр Довженко рисует картину Украины, разрываемой гражданской войной. По одну сторону баррикад находится Рада, а по другую сторону баррикад находятся революционеры. В каждом из противоборствующих лагерей есть место и для благородных, и для подонков. Каждая из сторон предлагает свой вариант будущего для Украины, но они настроены непримиримо друг к другу и начинается новое кровопролитие.


Гражданская война – самый худший вид войны. В этой войне друг с другом бьются не незнакомые люди из разных государств, а вчерашние соседи, друзья, коллеги и родственники. В этой войне никогда не будет победителей, потому что она наносит нации непоправимую психологическую травму. Александр Довженко рисует разрушения, причиненные войной и ее самые натуралистичные образы, включая разбросанных по дорогам мертвецов. Именно в эту войну оказываются втянуты вчерашние сослуживцы, мечтающие вернуться домой.

Кульминационная сцена штурма завода «Арсенал» показана бессмысленной и жестокой бойней между соотечественниками. Эти люди могли жить и смеяться вместе, но зомбированные идеологией или набранные силком в вооруженные формирования, они начинают убивать друг друга. А главным итогом этой битвы станет не новая Украина, а заплаканные лица людей, спрашивающих «Где отец? Где брат? Где муж? Где друг».


Непосредственный участник тех событий Александр Довженко перенес их на пленку. Благодаря своему несомненному таланту, режиссеру удалось снять не агитку про потерянную Украину, а выразительное полотно о раздираемой братоубийственной войной стране, которая отнимет ее лучших сыновей. А через несколько лет воцарится тотальный «социалистический реализм» и лишь только в 1950е годы режиссеры снова получат немного творческой свободы.
Tags: #1929, #кино, #рецензии, #ссср, 1929, Александр Довженко, Кино СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Кино СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments