Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Barry Lyndon" (1975)

Barry was born clever enough at gaining a fortune, but incapable of keeping one

1. Вступление

Стэнли Кубрик всю жизнь хотел снять фильм о Наполеоне Бонапарте. Несколько раз ему удавалось подойти вплотную к осуществлению своей мечты, но, видно, это была не судьба. Все же режиссер смог использовать весь накопленный им материал о XVIII-XIX вв. для съемок «Барри Линдона» - его «утешительного приза», вместо основного «приза» - фильма про Наполеона. Насколько же «утешителен» этот «приз»?

2. Осколки луны, ласки боли и воли[1]

В наше время дуэль приобрела романтический оттенок и, некоторые думают, что ее возвращение позволило бы сократить число затратных и масштабных конфликтов. При этом на дуэлях погибло очень много людей, включая отца Редмонда Барри. Его сын вырос без отца, но унаследовал его вспыльчивую ирландскую натуру. Через некоторое время он влюбляется в кузину, но незадача – в женихи ей записали капитана британской армии Джона Куинна.

Одним из основополагающих правил дуэлей было то, что дуэли могут проводится только между равными. Поэтому, с формальной точки зрения, дуэль между капитаном и юношей была бы невозможной. Но вспыльчивому Редмонду плевать на дурацкие правила, и он вызывает капитана на дуэль. Эта дуэль заканчивается смертью капитана и родня быстро отсылает Редмонда в Дублин.

Натолкнувшись на грабителей по дороге в Дублин, у Редмонда остается только одна возможность спрятаться от всех – вступить в армию.

3. Душа моя потерялась

Как я уже неоднократно писал, Стэнли Кубрик был антивоенно настроенным человеком. Армии и войны XVIII века давали широкий простор для выражения взглядов знаменитого режиссера. Ведь британская армия никогда не считалась престижным местом, по сравнению с британским ВМФ. В XVIII-XIX века британская армия комплектовалась из бедноты, в особенности из ирландцев, а среди офицеров были явно не самые блестящие отпрыски знатных фамилий (они шли на флот).

Война ранее не была «благороднее», «красивее» или «гуманнее». В особенности это касалось отношению к солдатам, которые тогда нигде, включая страны Запада, не считались за людей. Также тогда практически не было медицины и из-за самого легкого, по нынешним временам, ранения солдат мог погибнуть или вернуться домой никому не нужным калекой.

Война учит человека всему тому, что осуждается в обычной жизни: убивать, воровать, лгать и рассматривать людей как расходный материал. На Семилетней войне Редмонд Барри отлично освоит эти навыки, а позже он попадает в еще более ужасное место – прусскую армию, куда насильно набирали всякий сброд (даже Михайло Ломоносова чуть не «забрили в пруссаки»). И эти «университеты» приготовят Барри к новой жизни.

4. Я, я, я так распутен

XVII-XVIII вв. (точнее, до 1789 года) были эпохой расцвета для европейской аристократии. Во всех уголках Европы закатывались балы, устраивались шикарные азартные вечера, проматывались огромные деньги, поместья закладывались и перезакладывались. Но аристократия оставалась закрытым клубом, куда попадали по рождению и очень редко впускали чужих.

Несмотря на это, ряд ушлых людей, освоивших великосветские манеры, могли поиметь часть денег знати. Знакомство Редмонда с шевалье де Балибари круто меняет его жизнь. Из солдата и прусского шпиона Редмонд превращается в партнера шевалье по шулерским предприятиям по всем странам Европы. Это позволяет освоить ему великосветские манеры и стать одним из либертинов, но не приносит ожидаемого стабильного богатства.

Есть прописная истина о том, что добиться чего-то (денег, власти и т.п.) намного проще, чем это удержать. Редмонду Барри удается жениться на вдове богатого дворянина, и он получает доступ к землям, замкам и немалому состоянию. Несмотря на это, Редмонд Барри никогда не станет лордом Линдоном. Аристократия может позволить ему находится рядом с ними, но, если он нарушит хоть один из их неписанных законов, они быстро захлопнут перед ним дверь.

5. Папа, что с сердцем моим?

Конечно, жалко, что Стэнли Кубрику не удалось снять «Наполеона». Но, чтобы увидеть, какой бы Стэнли Кубрик мог снять фильм, обязательно посмотрите «Барри Линдона» и умножьте свои положительные впечатление на 10! «Барри Линдон» - интересная и красивая история о взлете и падении в Европе середины XVIII века. Благо, после просмотра «Барри Линдона» в 16 лет я полюбил классическую литературу; а после просмотра другого фильма Кубрика я полюбил классическую музыку («Заводной апельсин» в 13 лет).

Tags: #1975, #Англия, #Великобритания, #США, #кино, #рецензии, 1975, Кино США, Стэнли Кубрик
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments