Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"The Last Detail" (1973)

I am the mother…ing shore patrol, mother…er!

Впервые я посмотрел «Последний наряд» в 2005 году (13 лет) по каналу «Культура» и он мне очень понравился. Через шесть лет я снова посмотрел его в США по телевизору и он мне понравился еще больше. Прошло еще девять лет, и я решил еще раз посмотреть «Последний наряд», чтобы сравнить впечатление. Получу ли я еще раз удовольствие от просмотра «Последнего наряда»?

В военные академии США традиционно очень высокий конкурс, потому что они предоставляют полностью бесплатное обучение. Это огромный плюс в стране с зашкаливающими ценами на образование, поэтому в военные академии очень строгие критерии отбора (в том числе, интеллектуальные). С другой стороны, профессиональными солдатами чаще всего становились выходцы из депрессивных частей США (за исключением ряда элитных специальностей), у которых нет никаких вариантов, кроме как пойти в солдаты.


В 1970е, в связи с поражением во Вьетнамской войне и отменой призыва, престиж Вооруженных сил США упал еще ниже и в профессиональные солдаты стали идти только те, у кого не было иных альтернатив в гражданской жизни. Старшины Билли Баддаски и Ричард Мулхол – флотские lifers (Lazy, Inefficient Fucker Expecting Retirement[1]). Они мечтают досидеть на попе ровно до пенсии, но тут незадача – на них спихивают обязанность по конвоированию матроса в военную тюрьму.

Неприятная обязанность скрашивается семидневным сроком и щедрыми суточными. Старшины собираются по-быстрому спихнуть матроса в тюрьму, а суточные прокутить на обратном пути. Увидев же воочию страшного преступника – зареванного дылду-клептомана, получившего 8 лет за $40 - старшины решают дать ему возможность напоследок оторваться.


1950е были эпохой экономической экспансии США; первая часть 1960х прошла под знаком молодого и харизматичного Джона Кеннеди, вторая часть 1960х прошла под звуки рока и аромат травки. Но использование любых стимуляторов влечет похмелье, и в 1970е США вошли в эпоху жесточайшего похмелья (политического, экономического, военного и т.д.).

В «Последнем наряде» Хэл Эшби аккуратно рисует Америку 1970х. Он показывает зимние депрессивные пейзажи, грязные улицы, обшарпанные отели и квартиры, прокуренные бары и потасканных проституток. Также неприятие Вьетнамской войны и тренд на профессионализацию военной службы повлекло полное отчуждение между военными и гражданскими, что демонстрируется в ряде сцен между матросами и хиппи.


Три главных героя фильма – выходцы с Юга или из депрессивных городов Севера, - представляют собой зарисовку «синеворотничковой» Америки. В особенности это относится к Билли Бадаски – крикливому и агрессивному драчуну, который не смог найти себя в гражданском мире, а служба на флоте позволяет ему использовать свою агрессию в «общественно позитивном» ключе, поэтому, несмотря на все свои крики о сочувствии к осужденному матросу, он держится за нее всеми руками и зубами.

Также режиссер хорошо показывает работу любой строгой вертикальной структуры (включая вооруженные силы). В случае отдачи приказа вышестоящим лицом, нижестоящие обязаны выполнять его. В ходе выполнения приказа они могут себе позволить немного вольностей при условии, что они выполнят поручение в предусмотренный срок. И, несмотря на все симпатии к несправедливо осужденному, старшины не хотят вылететь без пенсии или сесть в тюрьму вместе с матросом.


Еще одной отличительной характеристикой любой строгой вертикальной структуры является несправедливость, а точнее ее централизованный характер. В мире военных судов, в отличие от гражданских, намного меньше времени тратится на такие глупости, как состязательность сторон, презумпция невиновности и т.п. Поэтому «попавший под раздачу» из-за самодурства начальника не будет иметь возможности защитить себя от несправедливого обвинения и ему остается только смирится с участью.

Большинство фильмов пытаются показать зрителям о том, что справедливость восторжествует, но «Последний наряд» не относится к их числу. «Последний наряд» - грустная и горькая трагикомедия о беспрекословном исполнении несправедливости. Рекомендую посмотреть в паре с «Будучи там» - еще одним отличным фильмом Хэла Эшби.
Tags: #1973, #США, #кино, #рецензии, 1973, Кино США, Хэл Эшби
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Волк с Уолл-стрит» (2013)

    С деньгами вы и сами становитесь лучше В 1979 году Тинто Брасс снял «Калигулу» - фильм про человека, опьяненного абсолютной…

  • «Поймай меня, если сможешь» (2002)

    Как ты обманул экзаменационную комиссию в Луизиане? Фрэнк Абигнейл-младший – обычный подросток, который очень любит схитрить. Он то…

  • «Цвет ночи» (1994)

    Не стоит сбегать из-за неудачи с одним пациентом Раньше Брюс Уиллис жег напалмом, вспомните хотя бы «Крепкий орешек»,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments