Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Pelíšky" (1999)

Безвременье

8 апреля 1975 году Вацлав Гавел написал обращение к Генеральному секретарю ЦК КПЧ Густаву Гусаку. В этом письме Вацлав Гавел впервые затронул тематику безвременья, к которой он будет часто возвращаться. Безвременье приводит к вакууму, который нужно заполнить. «Поэтому беспорядок настоящей истории заполнен порядком псевдоистории, автором   которой является не человек или общество, а официальный план. Вместо событий нам предлагают несобытия; мы живем от годовщины к годовщине, от праздника к празднику, от парада к параду, от единого съезда до единых выборов и обратно; от дня работников печати до дня артиллеристов и наоборот»[1].

Зимой 1967 года на территории Чехословакии царит безвременье. В одном обычном пражском многоквартирном доме живут различные представители тогдашней Чехословакии: офицеры-коммунисты, ветераны-патриоты, учителя-обыватели, подростки-мажоры и многие другие. После смерти Клемента Готвальда в 1953 году, наступили более «вегетарианские» времена, но различные представители общества по-прежнему не могут найти пути к национальному примирению.


В свою очередь, дети – коммунистов и патриотов, - уже устали от политических дискуссий родителей. Они мечтают заниматься сексом, слушать рок-н-ролл (в том числе в исполнении Карела Гота) и смотреть иностранное кино. Самые удачливые из них получают посылки из США, но им всем пока приходится выслушивать нудные лекции о выполнении боевого долга пограничниками. Это состояние проживания отдельных индивидов в «норках» длится бесконечно до начала 1968 года.

В 1968 году безвременье было отметено в сторону. В биографии Вацлава Гавела, написанной Михаэлем Жантовским, было написано, что в ходе Пражской весны было не так реформ, а все остальное оставалось на уровне разговоров. Но автор написал, что и эти разговоры были потрясающими. Впервые за двадцать лет, и впервые в жизни молодых людей, все можно оспаривать и критиковать, включая право на частную собственность, руководящую роль партии, историю и иные вопросы.


Это внезапное вторжение «настоящего времени» не обошло стороной и указанный многоквартирный дом. Внезапно стало можно снова называть Томаша Масарика президентом-освободителем, прославлять чешских ветеранов Королевских ВВС. И по мысли авторов фильма, как ни странно, эти свободные дискуссии открыли путь для национального примирения. Но затем, как все знают, в Чехословакии настала 21-летная эпоха еще более лютого «безвременья».

До сих пор, в чешской общественной жизни идет спор между двумя толкованиями событий 1968 года: первое толкование этих событий как попытку загладить недостатки коммунизма и внедрить новый вид социализма, а другое толкование видело эти события как первую попытку избавиться от неработающей системы. Вацлав Гавел и Милан Кундера даже поругались из-за своих диаметрально противоположных точек зрения, и этот разлад между ними так и не загладился.


Если вы хотите увидеть эту короткую Пражскую весну на киноэкране, то обязательно посмотрите «Уютные норки» - фильм о пьянящем ветерке свободы в несвободном обществе. А чтобы сравнивать эпоху «времени» и «безвременья», рекомендую затем посмотреть «Время слуг».

Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/uiutnye-norki-film-o-bezvremeni-5d87a6447cccba00ace0d8b7?from=editor.
Tags: #1999, #Чехия, #кино, #рецензии, 1999, Кино Чехии, Ян Гржебейк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments