Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Paths of Glory" (1957)

France cannot afford to have fools guiding her military destiny

Стэнли Кубрик был антивоенно настроенным человеком, но он нашел правильный подход для выражения своих взглядов. Он не снимал фильмы с занудными рассуждениями об ужасах войны, он снимал фильмы, где показывалась настоящая война – с грязью, с жестокостью, кровью, разрушениями, страданиями и смертью. Все эти черты были видны в четвертом фильме Стэнли Кубрика – «Тропы славы».

После поражения немецкой армии в битве при Марне, Западный фронт Первой мировой войны превратился в длинную линию окопов от швейцарской границы до Ла-Манша. Постоянно происходили столкновения, на которых гибли десятки и сотни тысяч человек ради захвата пары десятков метров вражеской территории. В 1916 году обе стороны искали выхода из позиционного тупика.


В начале фильма член французского Генерального штаба генерал Брулар приказывает генералу Миро штурмовать неприступное укрепление противника, прозванное Муравьиным холмом. Поначалу генерал Миро, понимая обескровленность полка и самоубийственный характер атаки, отказывается, но меняет свое решение, когда Брулар сулит ему повышение. Операционное руководство атакой поручают полковнику Даксу, который также понимает ее самоубийственность, но приказ есть приказ. Атака захлебывается в крови и взбешенное командование решает казнить за трусость трех солдат из полка…

Во время битвы при Пашендейле 1917 года ходила байка про взбешенного полковника британского Генерального штаба, прибывшего на поле битвы, чтобы узнать, почему нерадивые солдаты не следуют планам начальства. Увидев ужасные условия битвы, а также вереницы тяжело раненых солдат, полковник… расплакался. Но несмотря на это, войска Антанты потеряла в той битве 508 800 убитыми, ранеными и пленными.


В начале фильма показана элита французского офицерского корпуса, работающая в замках, пьющих коньяк и готовящих очередные планы по победоносному завершению войны. Для них солдаты и офицеры на передовой – лишь фамилии в длинном списке, которые могут быть вычеркнуты из списка для целей реализации далеко идущих планов. С другой стороны, солдаты и офицеры на передовой страдают от тифа, голода, обезвоживания и вражеской артиллерии, но должны выполнять приказы по самоубийственным атакам и терпеть заносчивые обвинения в трусости от лощеных адъютантов важных генералов.

Когда очередная самоубийственная атака на вражескую позицию захлебывается в крови французских солдат, штабное командование ни за что не признает свою вину, они предпочтут переложить вину на исполнителей. Ради этого организовывается военный трибунал для осуждения трех солдат в трусости перед лицом врага. Штабным офицерам плевать на прошлые заслуги отправляемых на казнь солдат, они просто хотят показать свою решимость в наказании нерадивых солдат политикам, газетчикам и французам в целом.


Война дает выход всему низкому, подлому и жестокому. В особенности это касается ничтожеств, наделенных властью, в том числе властью лишить жизни. Подвернувшийся процесс дает повод ряду офицеров избавиться от мозолящих глаза и способных скомпрометировать их трусость солдат. Но среди офицерского корпуса встречаются настоящие офицеры, которым не плевать на своих солдат. Одним из таких офицеров является полковник Дакс.

Полковник Дакс живет в окопах и ходит в атаку вместе с солдатами. Бывший уголовно-правовой адвокат Дакс готов на что угодно, чтобы сберечь своих солдат от несправедливости. Он становится защитником своих солдат на военном суде, но на нем не действуют законы юриспруденции. Этот суд не учитывает принцип состязательности сторон и презумпцию невиновности, эти судьи уже приняли решение отправить этих солдат на смерть.


В реальном мире мало справедливости, а на войне ее нет и подавно. Решительный одиночка неспособен сломать военно-политическую систему, он максимум может вывести из строя один незначительный элемент системы. А после такой «пирровой победы» его, вместе с солдатами, отправят на фронт, где большинство их, в лучшем случае, ждет смерть, или, в худшем случае, участь никому не нужного инвалида войны. Но все же, даже в таких скотских условиях, иногда в людях может проснуться человечность.

Припев «Марсельезы» призывает граждан к оружию, построиться в батальоны и оросить поля Франции нечистой кровью. В конце XVIII века на Францию напали со всех сторон, поэтому та война была для французов, как минимум поначалу, справедливой. Но большинство иных войн ведутся за чужие интересы, а израсходованные на ней солдаты будут забыты, как старый инвентарь. Если бы побольше режиссеров снимали такие фильмы, как «Тропы славы», то может быть зрители стали бы менее восприимчивы для милитаристской пропаганды.
Tags: #1957, #США, #война, #кино, #рецензии, 1957, Кино США, Стэнли Кубрик
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • " La 317e Section" (1965)

    À la guerre comme à la guerre За все годы существования кинематографа было снято бесчисленное число фильмов про войну. Есть…

  • "The Final Cut" (1983)

    The Gunner’s Dream В 1983 году от Pink Floyd осталось практически только одно название. Ричард Райт был изгнан Роджером Уотерсом…

  • "'71", 2014

    Jesus Christ, British army's been dying up there with shit flying at them from all angles for the last 10 years, and you're not…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments