Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"Tony Manero" (2008)

Лихорадка субботнего вечера

В 1973 году в Чили произошел военный переворот и государство возглавила военная хунта. Сразу же государство взяло под контроль все СМИ, а одним из самых важных средств манипулирования населением стало телевидение. В годы правления Пиночета государственное телевидение пестрело мыльными операми, военными парадами и трансляциями футбольных матчей. Вместо политических дискуссий, народу показывали развлекательные шоу.

Чилийская цензура, как и любая другая, была тупой. Например, в первые годы диктатуры была запрещена книга Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» - одна из любимых книг генерала Аугусто Пиночета и адмирала Хосе Мерино. Такие же слова касались и кино – чилийская цензура запретила «День шакала», но пропустила «Полет над гнездом кукушки». При этом подавляющая масса народа смотрела голливудские фильмы, чтобы на пару часов убежать от поганой действительности.


В 1978 году в результате радикальных экономических реформ на какое-то время (точнее, до 1982 года) экономика Чили поднялась резко вверх, но цена было огромной – обнищание огромной массы населения и массовая безработица. Главной чертой «экономического успеха» стало появление в каждом крупном чилийском городе огромных трущоб, населенных людьми, потерявшими практически все и находящихся в отчаянии.

Одним из таких людей является житель нищего квартала Сантьяго Рауль Перальта. Реальная жизнь давно уже не сулит радужных перспектив, поэтому он постоянно ходит в кинотеатр, чтобы посмотреть «Лихорадку субботнего вечера». Через некоторое время на популярном чилийском развлекательном шоу объявляются конкурс двойников Тони Манеро. Рауль мечтает попасть на это шоу, но у него нет денег даже не костюм, и поначалу он крадет цветной телевизор…


Как я уже писал выше, основная масса чилийского народа смотрела голливудские фильмы, чтобы убежать от поганой действительности. Это не ново, потому что в годы Великой Депрессии безработные отдавали последние центы, чтобы посмотреть яркий голливудский фильм, а главными героями в реальной жизни были Джон Диллинджер, Бонни Паркер и Клайд Барроу.

В 1991 году в США вышла книга «Нация врагов: Чили при Пиночете», хорошо отображающая состояние чилийского общества в годы Пиночета. Режиссеру также удалось очень хорошо отобразить эту «нацию врагов» - жители бедных кварталов бояться друг друга и не побрезгуют любым средством, чтобы хотя бы чуть-чуть продвинуться. Также они мечтают попасть «в телевизор».


Несмотря на то, что по телевизору не показывают никакой крамолы, общество пропитано атмосферой страха и паранойи. Фильм хорошо показывает, как все жители до смерти боятся зловещего Управления национальной разведки (DINA), агенты которого внезапно материализуются, как демоны, чтобы забрать людей в страшные тюрьмы. В дополнение к этому, в воздухе пахнет назревающей «маленькой победоносной войной» с Аргентиной из-за островов в проливе Бигл.

Подобная больная атмосфера, вкупе с официальной пропагандой преимуществ «акульего капитализма» порождает моральных уродов. Рауль Перальта – один из этих «новых чилийцев», которые не остановятся ни перед чем, даже перед убийством или доносом, чтобы достигнуть желаемого. Также по ходу фильма он все больше и больше теряет связь с реальностью, потому что Рауль начинает считать себя Тони Манеро. А власти плевать на уголовные преступления, потому что они борются только с политической оппозицией, поэтому Рауль может ничего не бояться.


Скажу вам честно, когда я был школотой, я думал, что Пиночет – крутой реформатор, преобразовавший Чили. Но к счастью, в детском саду и школе мне выбили не все мозги, а только половину, поэтому с возрастом я немного поумнел. Чилийскому режиссеру Пабло Ларраину удалось нарисовать точный портрет своей страны в годы Пиночета, а чилийский актер Альфредо Кастро сыграл на уровне Жана-Луи Трентиньяна в «Конформисте».

Посмотрите и задумайтесь.
Tags: #2008, #Чили, #кино, #рецензии, 2008, Кино Чили, Пабло Ларраин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Цвет ночи» (1994)

    Не стоит сбегать из-за неудачи с одним пациентом Раньше Брюс Уиллис жег напалмом, вспомните хотя бы «Крепкий орешек»,…

  • «Берегись автомобиля» (1966)

    Свободу Юрию Деточкину! Я родился в 1992 году, поэтому советская эпоха прошла мимо меня, и я о ней знаю только из рассказов моих старших…

  • «Груз 200» (2007)

    Бог мне не дал промолчать! В 1984 году некогда великий и могучий СССР окончательно застрял в безвременье, и пожилые жители продолжали плыть по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment