Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Mortelle randonnée", 1983
dm_bondarenko
Пишете Мари?

В Брюсселе частный детектив по кличке «Глаз» уже много лет безуспешно пытается отгадать, какая девочка на классной фотографии 1962 года является его дочерью Мари. Каждый год он звонит своей бывшей жене Мадлен и называет очередную девочку, но не может отгадать верно и ему остается только гадать до следующего года. В один из этих дней, Глаз получает задание от своей начальницы разузнать подробности про загадочную девушку Поля Гюго - отпрыска одной богатой четы. Ему без труда удается отследить Люси Бретано и узнать необходимые подробности о ней, но на следующее утро он разглядел в бинокль, как она избавляется от трупа Поля Гюго.  Вместо того, чтобы сообщить в полицию об убийстве, он отслеживает ее до отеля и следует за героиней, уже сменившей имя на Еву Гранже, в Ниццу, солгав начальнице о том, что Поль Гюго улетел в Монреаль…

Большинство критиков относят «Смертельную поездку» к французскому нео-нуару, но данный фильм нельзя отнести к конкретному жанру. Клод Миллер, талантливый ученик признанных мастеров «французской новой волны», работавший ассистентом на многих фильмах Франсуа Трюффо, Жака Деми и Жана-Люка Годара, прекрасно усвоил главный урок «новой волны» - сочетание абсолютно разных жанров и направлений в рамках одного фильма. Данный фильм можно назвать сочетанием абсурдной сказки и нуара.

Мир «Смертельной поездки» похож на сон – героиня, согласовывающая свои действия с гороскопом, кажущаяся телепатическая связь между главными героями, второстепенные персонажи, словно сошедшие со страниц бульварных детективов. В создании абсурдной атмосферы важную роль играет музыка Карлы Брей, создавшей музыку, с одной стороны похожую на джаз, звучащий в классическом американском нуаре, а с другой стороны придав ей звучание, подходящее для абсурдных сказок.

Глаз первоначально производит впечатление ангела-хранителя героини: убирает за ней трупы, дарит ей ее любимые папиросы, мысленно предостерегает от встреч с недостойными людьми. Невнимательный зритель может даже поверить, что героиня на самом деле является его дочерью Мари. Но, позже Глаз, снедаемый ревностью, разрушает единственный шанс своей «дочери» на счастье и обрекает ее на своеобразное повторение истории Бонни и Клайда. Катрин Лейри, как мы позже узнаем настоящее имя героини, с ее modus operandi, связанным с поиском фигуры отца и дальнейшим избавлением от него и постоянно меняющей рассказы о своем «отце», часто являющимися ее прежними жертвами, очень напоминает героинь Анны Кариной в некоторых фильмах Годара («Безумный Пьеро», «Сделано в США» и т.п.) и трагических героинь из фильмов Трюффо. При просмотре фильма возникает мысль о психоанализе, который очень любят европейские постановщики, и при взгляде на поведение героев сразу возникает ассоциации с мотивом навязчивого повторения и подсознательных двойников.

«Смертельная поездка» является безусловным бенефисом Мишеля Серро, он создал потрясающего персонажа: закадровый голос актера, комментирующий все происходящее, его постоянные диалоги с самим собой, телепатические советы своей «дочери». Изабель Аджани играет роль «второй скрипки», но не в смысле актерской игры, а в смысле количества экранного времени и акцента сценаристов на героине. Она потрясающе перевоплощается на экране, Аджани предстает на экране сначала простенькой студенткой Люси Бретано, потом становится надменной топ-моделью Евой Гранже и не менее правдоподобно создает еще несколько образов, включая сломленную личной трагедией Катрин Лейри. Клод Миллер также включил в «Смертельную поездку» своеобразный «поклон» французской новой волне, включив в фильм легенд того периода Сами Фрея, Жана-Клода Бриали, Стефан Одран и Ги Маршана, дав каждому из них яркую эпизодическую роль.

Подводя итог, хочется сказать, что получился потрясающий фильм, и после его просмотра начинаешь понимать первоначальные основы стиля Жака Одиара, которые он позже перенесет на экран в качестве режиссера.

9 из 10

?

Log in

No account? Create an account