Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

Сильная женщина: Почему Изабель Юппер не боится быть пугающей (перевод статьи The Irish Times)

Дональд Кларк. Первоисточник: https://www.irishtimes.com/culture/film/violent-femme-why-isabelle-huppert-isn-t-afraid-of-being-scary-1.3855662?fbclid=IwAR18OTOjYM3r09ZjXUH2MaYNZ3tcL6nZTCaRtYwF9zL1pagV-YZFPJ4nU1o. Перевод выполнен самостоятельно.

Некоторые думают, что французская актриса «немного пугающая» из-за ее ролей, включая недавнюю роль в «Грете» Нила Джоржана, но настоящая Изабель Юппер – очень приятная женщина.

«У меня особые воспоминания о Дублине, потому что приезжала сюда в детстве учить английский, - говорит Изабель Юппер. – Мне было 14 лет и у меня сохранились прекрасные воспоминания. Я каталась на лошадях. Я учила английский по утрам, а днем брала уроки верховой езды. Это было чудесно».

Если кто-то помнит, как юная Юппер каталась верхом по Дублину, то свяжитесь с нами. Но не забывайте, что среди дублинской толпы рыжая девушка с веснушками вряд ли выделялась.

Но сейчас она выделяется. Быть живой легендой должно быть особо сложно. Изабель Юппер – одна из немногих женщин, постоянно удостаивающаяся титула «Наша величайшая живущая актриса». Когда она получила свою первую номинацию на Оскар в 2017 году, что очень редко для франкоязычной актрисы во франкоязычном фильме, весь кинематографический мир вздохнул с облегчением.


Изабель Юппер также приходится бороться со стереотипом, что она пугающая женщина. Корни этого заблуждения кроятся в том, что она сыграла много жестких ролей, включая Эриху Кохут в «Пианистке» Михаэля Ханеке и Жанну в «Церемонии» Клода Шаброля. Но пообщавшись с Юппер, я могу сказать, что она очень приятная женщина. Она неохотно говорит о своей личной жизни, но на отличном, хоть и немного странно звучащем, английском она подробно рассказывает о своей стезе и о смежных темах.

Она живет со своим мужем – режиссером Рональдом Шамой, - той мирной жизнью, которую могут себе позволить только французские звезды. У Изабель Юппер хорошие отношения с ее тремя детьми. Другие звезды не так хорошо справляются со своей жизнью.

Ее игра в очень интересной «Грете» Нила Джордана скорее всего не разубедит тех, кто считают, что актеры остаются в своих образах и вне экрана. Изабель Юппер играет странную затворницу, у которой начинает странная одержимость веселым хипстером (ее играет Хлоя Грейс Морец). Сказать больше – значит испортить впечатление. Это надо увидеть.

«Прежде всего, мне очень понравилось работать с Нилом Джорданом, - говорит Юппер. – Я большая поклонница его ранних фильмов. Все помнят фильмы Джордана «Жестокая игра» и «Интервью с вампиром» и я была очень рада, когда узнала, что он будет снимать «Грету»».

Что же привлекает в Ниле Джордане? Он знаменит своей своеобразностью и извилистой манерой речи, которая точно заставляет актеров много думать о его истинных намерениях. Я не могу себе представить его в жокейских рейтузах, отдающего распоряжения через громкоговоритель.

«Я знаю! Он очень своеобразен, - говорит Юппер. – Я думаю, что он очень забавен и у него забавная манера речи. Мне кажется, что он часто цитирует поэзию. Мне нравится в «Грете» то, что ее трудно охарактеризовать. Вроде бы он триллер, но это не совсем так. По-моему, «Грета» больше смахивает на сказку, потому что в ней есть прообразы добра и зла – непорочной девушки и злой женщины».

«Грета» также показывает довольно странный образ Нью-Йорка, потому что фильм был частично снят в Торонто и Дублине. А Изабель Юппер довольно комфортно чувствует себя в Ирландии.

«Я часто бывала в Ирландии, - говорит Юппер. – Я была с Кейт О’Тул на Международный фестиваль искусств в Голуэе и снималась в Корке для телевизионного фильма. Поэтому я хорошо знаю Ирландию и я рада, что провела столько времени в Ирландии. Это чудесная страна».

Я думаю о юной Юппер, оттачивающей навыки верховой езды в старом и более бедном Дублине. Дочь учительницы английского языка и предпринимателя, она была рождена в центре Парижа и выросла в западном пригороде, расположенном недалеко от Парижской кольцевой дороги. Еще в подростковом возрасте Изабель Юппер стала получать первые роли на телевидении, но первое признание прошло после роли в «Кружевнице» Клода Горреты (1977). Но думала ли 14-летняя Юппер об актерской карьере?

«Нет, я не думала об этом в 14 лет, - она говорит. Но я начала думать об актерстве в 17 лет, когда начала получать первые роли. Я просто брала в школе уроки актерского мастерства. Но я думаю, что это не было прямо решением. Просто жизнь решила за меня».

Ее «открыли»?

«Я просто имела в виду, что я правда хотела быть актрисой. В начале чего-то, люди чаще всего не уверены в себе, но я была уверена в себе».

Нельзя сказать, что она вымаливала работу в молодости. Она снималась, как минимум, в одном фильме с 1972 года. Только в 1970х она снималась у Отто Премингера, Бертрана Тавернье, Клода Шаброля, Жана-Люка Годара и Бертрана Блие. Поэтому у нее вряд ли было много свободных вечеров, чтобы думать о верности выбранного пути.

«Вы правы, я не сидела по ночам в мучениях, - говорит Юппер. – С самого начала, было ли это осознанным решением с моей стороны, я много работала в разных стезях. С юности я играла в театре и снималась в зарубежных фильмах, и не только в европейских. Это дало мне широкий диапазон, ведь чем больше ты занимаешься разнообразными вещами, тем больше возможностей открывается перед тобой. Я не собиралась бегать по Парижу и сниматься только во французских фильмах».

Ее слова правдивы. В этом году, она играет в небродвейской постановке «Матери» Флориана Зеллера на которую билеты разлетаются так, как будто это бесплатный спектакль. Мы помним ее в «Дилетанте» Хэла Хартли, «Взломщиках сердец» Дэвида Оуэна Расселла и «Вратах рая» Майкла Чимино. Она никогда не забывает привнести в ее фильмы харизматичную странность, но ведь игра на английском сопряжена с отдельными трудностями.

«Нет. Сниматься в кино на английском не очень трудно, это гораздо труднее в театре, - говорит Юппер. – В англоязычных фильмах ты не тот человек, которым ты являешься на родном языке. Я думаю, что мне как актеру, это помогает. Потому что, когда ты играешь, ты хочешь стать кем-то иным».

Она затем приходит к поразительному выводу, который должен быть азбучной истиной для любого актера, играющего на нескольких языках.

«Если ты можешь понять иностранный юмор и иронию, то тебе нечего бояться, - говорит Юппер. – Если ты можешь понять иронию, то твои возможности ограничены. Пьеса, в которой я играю, носит комедийный оттенок. Мы много смеемся и это дает пространство для маневра. Ведь драма и трагедия более универсальны, а комедия более специфична».

Это бесспорно учитывая то, что «серьезное» французское кино хорошо принимается в других странах, а обычные французские комедии чаще всего проваливаются в иностранном прокате.

«Да! Да! Вы точно подметили!»

В 1979 году она снялась в одном из крупнейших коммерческих провалов – «Вратах рая» Майкла Чимино. Несколько продюсеров думали, что выбор Юппер – актрисы, неизвестной среднестатистическому американцу, - было одним из дурных решений неуправляемого режиссера. «Врата рая» потеряли $37 млн. и вызвали финансовый крах United Artists. Также фильм получил разгромную критику в США, но европейские критики были более благосклонны. Теперь «Врата рая» считаются классикой, а игра Юппер отмечается особой похвалой.

«Мы понимали безумность и странность происходящего, - вспоминает Юппер. Я должна была провести на съемках три месяца, но провела на них семь месяцев. Через два месяца, вещи начали возвращаться в привычное русло, но все же съемки длились очень долго. Мы это понимали, но очень доверяли Майклу Чимино».

Я помню те времена, когда сокращенная версия «Врат рая» дошла до британских и ирландских кинотеатров, критики уже изменили свое мнение о фильме. Когда Майкл Чимино умер в 2016 году, о «Вратах рая» писали такие же теплые слова, как и об «Охотнике за оленями».

«Я никогда не сомневалась, что «Врата рая» - шедевр, - говорит Юппер. – И я сохраняла близкие отношения с Майклом до его смерти. Я думаю, что этот провал сильно повлиял на всю его оставшуюся жизнь. Но не забывайте, что «Барри Линдон» тоже провалился. Такие вещи случаются».

Голливуд ни один раз оказывался на грани катастрофы, пока не выработал безотказное киноменю из юных волшебников в частных школах, супергероев и рок-н-ролла в быстрых машинах. А Изабель Юппер процветает занимаясь тем же, чем и в 1977.

Нельзя не упомянуть, как кинобизнес изменился для женщин. Ведь современные пожилые актрисы высшего ранга, включая Изабель Юппер, Мерил Стрип и Хелен Миррен, получают более качественные роли, чем Бэтти Дэвис или Барбара Стэнвик в их возрасте. И вообще, Юппер не была никогда так востребована, как сейчас. Ведь одним из самых почитаемых фильмов последних пяти лет стало «Будущее» Мии Хансен-Лёве с Юппер. И в 2017 году Юппер получила номинацию на Оскар за «Она» Пола Верховена.

В это же время, скандал с Харви Вайнштейном дал толчок движению #MeToo, внесшему существенные изменения в киномир. В частности, киновоздух стал тяжелее.

«С того момента, как я начала очень много поменялось в плане артистического содержания, - говорит Юппер. – Я думаю, что я была феминисткой, сама не зная этого. Я серьезно, я была феминисткой на инстинктивном уровне. Мой феминизм заключался в том, что я хотела быть в центре фильма».

Она признает, что ей чуть-чуть труднее говорить по-английски, чем раньше.

«Как я изменилась? Я больше изменилась с практической, чем с артистической точки зрения. Например, возьмем разницу в гонорарах. Недопустим сам факт того, что актрисам платят меньше. Поэтому это должно измениться. Я помню, как я раньше думала: актерам платят больше и тут мы бессильны».

Ее галльское пожатие плеч суммирует ее прошлый фатализм.

За год до скандала с Вайнштейном, Юппер попала в странную история, когда поначалу прохладно принятая «Она» Верховена оказалась среди лауреатов. Этот фильм трудно анализировать и еще более трудно предсказать, как бы эта история о своеобразном пути изнасилованной женщины смотрелась в 2017 году.

«Честно говоря, я никогда не думала о сомнительности, - говорит Юппер. – Сомнительность никогда не была синонимом отторжения. И признание «Она» со стороны критиков и зрителей прекрасно иллюстрирует мои слова. «Она» перешла грань сомнительности и дала свои ответы».

Даже те, кому не очень понравилась «Она», аплодировали Юппер и ничтожные единицы оспаривали заслуженность ее номинации на Оскар. Та церемония была особенной. Именно в 2017 году Фэй Данауэй назвала неверный фильм в качестве лауреата статуэтки за Лучший фильм и Эмма Стоун обошла Юппер в качестве лауреата Оскара за лучшую женскую роль. Но Юппер просто понравилось побывать на церемонии.

«Я не была сильно поражена церемонией, - вспоминает Юппер. – Я много раз видела ее по телевизору. Настоящая церемония кажется меньше, потому что ты находишься посередине ее, ха-ха. А телевизионный экран все преувеличивает. Та церемония, которую я посетила, запомнилась путаницей с лучшим фильмом и многими другими накладками. Поэтому церемония была очень веселой и захватывающей».

И снова полный вперед! Она ждет начала репетиций постановки «Стеклянного зверинца» Теннеси Уильямса, которую ставит рыжий режиссер Иво ван Хове, и съемок фильма с Бренданом Глисоном.

«Это был мой опыт с Брендоном и он был прекрасен».

И он тоже рыжий.

«Да, да. Точно».

И она продолжает идти своим путем.

«Я не могу поменять предлагаемые мне роли, - говорит Юппер. – Но я не хочу быть ведомой».

Никто не смеет и подумать о таком.
Tags: #интервью, #кино, #переводы, Изабель Юппер, Переводы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments