Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Categories:

"The Great Gatsby" (2013)

«Can’t repeat the past? » he cried incredulously. «Why of course you can! »

Когда я в первый раз я прочитал роман «Великий Гэтсби» в 16 лет, то он меня не впечатлил – видно не было достаточно жизненного и интеллектуального багажа. После просмотра в 2013 году в кинотеатре «Великого Гэтсби» я решил перечитать книгу и в этот раз она мне понравилась. А на прошлых выходных что-то потянуло пересмотреть «Великого Гэтсби» и я решил не ограничивать себя в этом желании.

В 1920 году вступила в силу Восемнадцатая поправка к Конституции США, запрещающая производство, продажу и транспортировку алкоголя на территории США. Вместо оздоровления нации эта поправка дала противоположный эффект – алкоголь стал еще доступнее, потому что бутлегеры никогда не спрашивали паспорт. Также подпольная продажа алкоголя позволила «подняться» представителям ряда американских народностей «второго сорта», включая ирландцев.


К тому моменту в США уже успели сформироваться «старые деньги» (такие семьи, как Дюпоны, Тафты, Рузвельты, Буши, Уэлды), свысока смотревшие на выскочек из нуворишей (вспомните Джозефа Кеннеди, использованного Франклином Рузвельтом и потом выброшенным за борт, как старые перчатки). Позже каким-то нуворишам удалось купить «входной билет» в американскую элиту (тем же Кеннеди), а каким-то не так повезло.

В 1920е и элита, и средний класс, и пролетарии пили контрабандный алкоголь и танцевали в мюзик-холлах. Американская экономика также переживала спекулятивный бум, эффект от которого (в контексте британского бума 1980х годов) метко описал британский журналист Эндрю Марр – «прямо как в первый раз хорошенько напиться». В этот «вечно пьяный» Нью-Йорк прибывает еще один представитель «старых денег» Ник Каррауэй, чтобы стать биржевым маклером.


Он сразу окунается в атмосферу вседозволенности, но из каждого утюга звучит информация о вечеринках в огромном особняке загадочного Гэтсби. О Гэтсби идут самые невероятные слухи и в один день Ник получает, один из немногих, приглашение на очередную безумную вечеринку. На этой вечеринке Ник знакомится с Гэтсби и, вместо ожидаемого вульгарного гангстера, он видит элегантного молодого человека с манерами английского лорда, много лет сохнущего по живущей в несчастном браке двоюродной сестре Ника Дэйзи Бьюкенен.

Джей Гэтсби, как и Наполеон, верит в свою путеводную (или счастливую) звезду. Он замешан в множестве сомнительных мероприятий, но сохраняет нетипичную для представителей подобного бизнеса мечтательность и чистоту устремлений. При этом, как точно сказал Майкл Корлеоне о взаимоотношениях со старой элитой («We're both part of the same hypocrisy, senator»), но если Гэтсби потеряет свой аристократический лоск или всплывут сведения об источниках его доходов, то он сразу превратиться в конюха, с которым можно переспать, но даже нельзя помыслить о браке с таким человеком.


Представителям настоящей элиты разрешено лгать и лицемерить женам, участвовать в биржевых махинациях с ушлыми евреями, брать взятки у нахрапистых гангстеров, покупать алкоголь у бутлегеров, спать с женами автомехаников или с водителями. Но если кто-то из «людей второго сорта» попытается намекнуть на паритетные отношения, то их, за редким исключением, жестоко осадят.

Режиссеру удалось точно передать книжный мотив непроходимых для Гэтсби социальных перегородок и декадентскую атмосферу Нью-Йорка 1920х годов. Также Баз Лурман обладает талантом стилизовать под современность экранизации классики («Ромео + Джульетта»), но тут он прекрасно совместил шик 1920х годов и современный саундтрек. Единственное но – неудачный кастинг на роль Дэйзи Бьюкенен, потому что мне не верится, что ради Кэри Маллиган можно выбросить столько денег и энергии. Вот чтобы привлечь внимание Элизабет Дебики (Джордана Бейкер) я бы сам стал бутлегером, пошил бы костюм в Лондоне, выучил бы великосветские манеры и устраивал бы вечеринки.



А все же история США знает примеры ушлых людей, пробившихся на самый верх. Ведь ровно через 35 лет после издания «Великого Гэтсби» сын одного из «Гэтсби», вопреки всему, стал Президентом США. Поэтому не нужно воспринимать как чистую монету сладостный пессимизм Ф. Скотта Фитцджеральда, неплохо переданный австралийцем Базом Лурманом.


Tags: #2013, #США, #кино, #рецензии, 2013, Баз Лурман, Кино США
Subscribe

Posts from This Journal “Кино США” Tag

  • «Муха» (1986)

    Слияние на генно-молекулярном уровне... Один друг рассказал мне, что когда ему было лет семь, папа включил ему «Муху» с присказкой,…

  • «Лицо со шрамом» (1983)

    Скажи привет моему маленькому другу! 1990е было странное время. По телевизору крутили фильмы про братву, шла пропаганда крутизны и продвижения…

  • «Бэтмен» (1989)

    Ты когда-нибудь танцевал с дьяволом при лунном свете? «Темный рыцарь» состоит из множества хороших ингредиентов – Хита…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments