Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Я обслуживал английского короля", 2006.
dm_bondarenko
Кинематограф Чехословакии (и после 1993 года – Чехии) практически для любого кинолюбителя ограничится именем Милоша Формана и детскими фильмами времен социалистической Чехословакии («Три орешка для Золушки», «Третий принц» и т.п.), и только более просвещенные киноманы вспомнят такие имена как Вера Хитилова и Иржи Менцель. К своему собственному стыду я до просмотра «Я обслуживал английского короля» знал среди чешских кинематографистов только Милоша Формана. И вышеуказанный фильм мне попался совершенно случайно, и он меня заинтриговал своим названием и содержанием.
Действие фильма начинается в Чехословакии начала 1960х, когда после 15 летнего тюремного срока из пражской тюрьмы выходит бывший миллионер Ян Дити и отправляется в Судетскую область. Поселившись в брошенной после войны судетскими немцами пивной, он вспоминает свою молодость, когда вся его жизнь была подчинена одной цели – открыть свой собственный отель и стать миллионером. Дити начинает свой путь к успеху с продавца сосисок на вокзале, потом становится официантом в пивной, позже переходит по протекции одного богатого коммерсанта в фешенебельный отель и пиком его карьеры становится должность официанта в самом шикарном ресторане Праги «Париж». А женитьба на судетской немке обеспечивает его безбедное и спокойное существования во время войны и работу в бывшем фешенебельном отеле, который стал инкубатором для производства идеальных арийцев – будущих жителей Европы…
Данный фильм является в какой-то степени идейным продолжателем романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
Как и в знаменитом романе Гашека, в данном фильме чешский народ показан инертной массой, нежелающей воевать и погибать за Родину, а жаждущей лишь веселиться и пить чешское пиво. Даже оппозиция к немецкой оккупации проявлялась в этом фильме лишь только в срывании белых чулок у судетских немок и в отказе идейного метрдотеля ресторана Париж говорить по-немецки с клиентом-офицером СС и отдавать нацистское приветствие. И можно сказать, что Ян Дити представляет собой собирательный образ чешского народа.
Но основным мотивом данного фильма является его трагикомичность в описании  подлинных и ложных ценностей. На протяжении всего фильма юный Дити гонялся за «золотым тельцом», завидовал игривым богачам, продающим за кружкой пива целые фабрики, мечтающий и получающий орден от правителя Абиссинии и надеющийся на деньги, вырученных с продажи коллекционных марок, добытых его женой во время ее службы в Вермахте, создать свой собственный отель для миллионеров. Но лишь оказавшись у разбитого корыта, он обрел истинное счастье.
У данного фильма можно найти общие черты с картиной Джузеппе Торнаторе «Новый кинотеатр Парадизо»: нелинейное построение сюжета, портрет эпохи (послевоенной Италии и Чехословакии 1920-1940х гг.) некоторый инфантилизм главных героев, отцовские фигуры у обоих главных героев и вроде бы грустный конец, который на самом деле, в какой-то степени, является счастливым (имеется в виду конец театральной версии «Нового кинотеатра Парадизо»).
При всех плюсах этого фильма (игра актеров, прекрасное сочетание сатиры с драмой и т.д.) можно назвать только один минус – некоторую затянутость, хронометраж в полтора часа подошел бы фильму намного лучше.
В итоге у Иржи Менцеля получилась прекрасная трагикомедия, снятая с чешским колоритом, и после просмотра данного кинофильма хочется расширить свое знакомство с чешским кино.
9 из 10.

?

Log in

No account? Create an account