?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Maladie d'amour" (1987)
dm_bondarenko
Да, я страдала, я ошибалась, но я любила…

Сразу после съемок «Одержимой», Анджей Жулавски, совместно с Фредериком Тютеном, написали сценарий «Невидимых». Проект не материализовался, потому что Настасья Кински, под которую был написан сценарий, посчитала сценарий «порнографическим».  Также Gaumont отказалась финансировать фильм Жулавского о Жанне Д’Арк, «Та, которая танцует» из-за ожидаемой негативной реакции французских националистов на «осквернение» национального символа Франции.

В середине 1980х годов Анджей Жулавски написал, совместно с Даниэль Томпсон, сценарий «Любовного недуга». Все было готово к съемкам, но режиссер поссорился с продюсером из-за кандидатуры актрисы на главную роль: Мари-Лор Рейр хотела Изабель Аджани, а Анджей Жулавски хотел Беатрис Даль. В результате режиссер покинул проект, а на главную роль была утверждена Настасья Кински. Какая ирония – отказаться от фильма Анджея Жулавского, чтобы потом попасть в фильм по сценарию Анджея Жулавского!
malad1.jpg

Кшиштоф Занусси сказал, что у Анджея Жулавского были великолепные сценарии. Читая краткое описание «Любовного недуга» в голову приходят ассоциации с такими прекрасными фильмами, как «Главное – любить», «Мои ночи прекраснее ваших дней» и «Верность». Но есть множество примеров, как прекрасные идеи/сценарии портились посредственной режиссурой. Удалось ли Жаку Дере не испортить сценарий Анджея Жулавского?

К сожалению, прекрасная задумка была испорчена посредственной режиссурой. Фильм получился чересчур «французским» - полным диалогов, но без действия и подлинных эмоций. Вроде бы смотришь на любовный треугольник, вроде бы в фильме предполагалась трагичность, но все равно ни капли не цепляет. А вспомните пронзительное лицо Роми Шнайдер в начале «Главное-любить»?


Также фильму не особо помогло привлечение двух известных актеров – Жана-Юга Англада и Мишеля Пикколи. Еще годом ранее Жан-Юг Англад блистал, вместе с Беатрис Даль, в «37’2 градуса утром», а в «Любовном недуге» он просто качественно отрабатывает свой гонорар. Такие же слова можно сказать про Мишеля Пикколи. Их совместные сцены сняты посредственно и не добавляют ни градуса напряжения.

В фильмах Анджея Жулавского женщины всегда играли свои лучшие роли. Настасья Кински могла бы пополнить почетный список «Женщин Жулавского», но она предпочла сыграть в суррогате. Она несомненно умеет играть, но ее хорошие моменты фрагментарны. Также почти каждая «Женщина Жулавского» являет из себя безумный коктейль из харизмы, сексуальности и опасности, но без опытной руки мастера получается лишь блеклая тень. Несмотря на это, Кински все же неплохо зарекомендовала себя и получила номинацию на «Сезар». Но если бы у фильма был бы другой режиссер, то она бы его выиграла.


Анджей Жулавски умел снимать фильмы о настоящей любви – безумной и иррациональной. В его фильмах герои были готовы пойти на что угодно из-за одержимости женщиной. Его герои были подобны безнадежно больным, желающим полноценно прожить последние дни или минуты своей жизни. А на фоне этого «Любовный недуг» выглядит историей о легко простуженных. После просмотра я понял, почему Анджей Жулавски открестился от этого фильма.

Французский язык полон красивых фраз и слов и после просмотра «Болезни любви» на ум приходит только одно французское слово – Hélas (увы). Hélas, Жак Дере, вы не можете реализовывать идеи Анджея Жулавского и через два года режиссер докажет это, сняв свой шедевр про любовный недуг – «Мои ночи прекраснее ваших дней». Хотя может быть я просто черствая скотина. Но чтобы согласиться или не согласиться со мной, вам нужно посмотреть этот фильм.

  • 1
>Но есть множество примеров, как прекрасные идеи/сценарии портились посредственной режиссурой.

На мой взгляд, ценность сценария очень часто преувеличивают, не раз на эту тему высказывался. Конечно, прекрасно если у фильма хороший сценарий, но думаю, что вы достаточно легко вспомните примеры отличных фильмов в основе которых не самые выдающиеся сценарии или его практически не было совсем (8 1/2 Феллини). Главное не сама история, а то как именно она подана и слабые ремейки отличных фильмов это доказывают. Даже как то приводил сравнительный пример, что сценарий это скелет фильма, конечно, если он сильно кривой, то это никакими одеждами уже не скроешь, но ведь мы же судим о человеке не по его скелету, а по другим другим моментам (взгляд, мимика, походка...):) Или, н-р, экранизации: если считать, что сценарий это главное, тогда все киноверсии того же "Гамлета" должны быть шедеврами, но ведь это далеко не так.

Спасибо за ценные замечания.
Но в контексте Анджея Жулавского применение критерия сценариев вполне оправданно, потому что у него сценарий чаще всего играл важную роль.

Не соглашусь, это касается любого режиссера, и Жулавский тут не исключение, попробуйте представить, что Публичную женщину или Мои ночи прекрасней ваших дней при сохранении съемочной группы и сценария снял бы любой другой режиссер, что из этого вышло бы? Или, н-р, вспомните фильм, который снял Спилберг по сценарию Кубрика, что там есть от Кубрика?

Хорошо, спасибо за внимание к моему журналу.
На следующей неделе напишу про косплей Жулавского.

Да, не за что, всегда читаю ваши посты, бывает, что какие то моменты, о которых пишете, я до этого не знал или не обращал на них внимания, но комментирую не часто, это да.

Да, неудачный фильм. Он неубедителен: всё время режут глаз нестыковки и неправдоподобности. А «приземлённая» манера повествования (противоположная «драйву» Жулавского) делает эти ляпы, помарки и шероховатости ещё заметнее.

Остатки написанного уверенной рукой сценария на фоне этих слабостей, наверное, озадачивают неосведомлённого зрителя.

И «Лунная соната». Ну как же без неё! Надеюсь, это была не идея пана Анджея? :D

Кински показалась мне на порядок ответственней, чем Пикколи.


Лунная соната?

Ну, была же сцена, в которой героиня Кински играет на пианино. Играет «Лунную сонату». А потом эта же музыка повторялась в одном-двух драматичных моментах.

Не знаю, может быть в 1987 году «Лунная» ещё не была так заезжена, как сейчас.

Понял.
На следующей неделе напишу про косплей Жулавского.

  • 1