?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Last Tango in Paris" (1972)
dm_bondarenko
That's right. It's over and then it begins again

В 13 лет я купил диск с фильмом «Последнее танго в Париже» и через пару дней, пока мама была на работе, я его посмотрел. Я ничего особо не понял в этом фильме, но все же чем-то он меня зацепил. Периодически я его пересматривал и, по мере взросления, я начал потихоньку его понимать. Также за «Последним танго…» следовали другие фильмы Бернардо Бертолуччи, включая мой один из моих самых любимых фильмов – «Конформист». Хватит лирики, перейдем к фильму.

В другом моем любимом фильме («Горькая луна») есть одна сцена, когда литературный агент Беверли подкалывает «американца в Париже» Оскара по поводу его добровольного заточения в Париже, давно ставшего «литературным мавзолеем». Оскар, как и многие другие американцы, приехал в Париж, надеясь стать писателем, потому что именно в этом городе творили «Хемингуэй, Скотт Фицджеральд и Генри Миллер». Но в 1992 году Париж стал «мавзолеем».


При этом в 1960е годы Париж еще не был «мавзолеем». В ту декаду группа молодых кинокритиков основали движение «французской новой волны», фильмы которой смотрели во всех уголках мира. Одним из поклонников этих фильмов был молодой Бернардо Бертолуччи, неоднократно заявлявший о своей любви к фильмам Жана-Люка Годара. Кульминацией 1960х стал 1968, когда Париж, наравне с Прагой, стал эпицентром мира. После этого всплеск закончился, и французская столица начала потихоньку превращаться в туристический «мавзолей».

В 1972 году в Париже еще осталось много обломков прежних эпох. Одним из этих обломков является 45-летний овдовевший владелец гостиницы Пол. Когда-то он был боксером, мачо, актером, революционером, журналистом, но теперь он просто живет в Париже со своим геморроем и душевной болью. Символично, что Пола играет Марлон Брандо – один из символов эпохи 1950х, сыгравший во всех вышеперечисленных ипостасях.


«Новая волна» давно закончилась, но осталось множество молодых режиссеров думающих, что если он выйдут на улицу и начнут снимать все подряд, то они смогут стать новыми Годарами и Трюффо. Одним из таких режиссеров является Том, решающий снять фильм про свои реальные отношения с Жанной и историю ее жизни. Снова символично, что Тома играет Жан-Пьер Лео – главное лицо «французской новой волны».

В этом же городе двадцатилетняя Жанна случайно встретит Пола на мосту Бир-Хакейм и в квартире в районе Пасси начнется их роман. Они не знают ни имен друг друга, ни фактов из их жизни, но это же так замечательно – заниматься сексом с анонимным партнером, о котором ты можешь вообразить что угодно. Никто никогда не мечтал об этом?


Жанна влюбилась в воображаемого ей любовника, но для Пола эта интрижка является лишь способом выместить всю накопившуюся злобу, поэтому он всячески третирует молодою девушку. Несмотря на это, Жанна готова все терпеть, потому что она его любит. Рано или поздно Пол также полюбит Жанну, но уже будет слишком поздно и ее любовь не выдержит испытания деанонимизации.

Многие говорят, что самый лучший способ изгнать прошлое – написать о нем (или снять, если есть возможности). Сняв «Последнее танго…», Бернардо Бертолуччи подвел черту своему восхищению Парижем прошлого, и он вернется в этот город только через 30 лет. А пока – прощай Эрнест Хемингуэй, прощай Жан Виго и прощай Жан-Люк Годар!

  • 1
Сейчас хорошим тоном стало посмеиваться над этим фильмом, но я такое отношению не принимаю. Да, что-то в этом фильме уже стало совсем неактуальным, и уже никому нет дела до какой-то там дурацкой революции 68-го и страданий Брандо/Бертолуччи по этому поводу. Но мне нравится, что в фильме отлично показаны (и это не устаревает) два полярно противоположных типа мужчин, и играют их актёры-эталоны этих этип типов. Герой Брандо — самец, глыба, «в его взгляде — железо, в его осанке — сталь, а вместо кожи — свинец». Как легко, как пушинку, он подхватывает Марию Шнайдер и спокойно несёт её, как лев добычу : )

Совем другой тип — Лео. Он красивый, он хипстер, заботливый, ходит на свидания, у него есть идеалы, он в курсе новинок магазина «Фаланстер», он приятный собеседник и немножко неуверенный любовник.

Кого же выбрать девушке?

Мне этот фильм нравится. Тем более, что между ним Бернардо Бертолуччи снял два шедевра - "Конформист" и "Двадцатый век".

Немного не поняла "ее любовь не выдержит испытания деанонимизации" - ее любовь была анонимна или что? Фильм считаю очень крутым для того времени!)

В смысле, что когда в конце фильма Пол открылся перед ней ("Послушай меня, мне 45, я вдовец...), его чары рухнули. Ранее, когда они не знали друг друга, она любила воображаемого мужчину.

Он и сейчас неплох.

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 08.11.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 08.11.2018» в контексте: [...] 3. : Последнее танго в Париже (1972, реж. Бернардо Бертолуччи) [...]

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 12.11.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 12.11.2018» в контексте: [...]    10. : Последнее танго в Париже (1972, реж. Бернардо Бертолуччи) [...]

Запись была использована в рассылке

Ваша запись была использована в рассылке LiveJournal Media

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Мне не понравилось "Последнее танго в Париже".
Считаю фабулу фильма довольно искусственной и нарочитой. Хочется как Станиславский воскликнуть: "Не верю!"
Что не отменяет хорошей игры актёров и операторского мастерства.

Я считаю, что это хороший фильм, снятый посередине между двумя шедеврами - "Конформистом" и "Двадцатым веком".

Жёсткий кинчик, надобно пересмотреть на досуге!

Брандо конечно монстр, но вот в "Трамвай желание" он просто Бог!

Сейчас таких актёров нет, все что-то измельчало, исплешивелось.

Слово "бог" в переносном, нерелигиозном или не монотеистическом смысле пишется с маленькой буквы. (Не упоминай Бога всуе!)

Какого ещё я Бога упоминал?

Я сказал - Брандо Бог.

А кто там у Вас Бог - мне не интересно.

Может Пуговкин ваш Бог - Михаил.

Слово "бог" не всегда пишется с большой буквы, дурачок. В твоих примерах оно должно писаться с маленькой буквы.

Слышь ты клоун, дурачёк на тебе по утрам из заплёванного зеркала смотрит.

;)

З.ы.

Пошёл на хуй с пляжа, и чтобэ больше не лез туда куда собака свой хуй не суёт.


Спасибо, посмотрим) Про фильм только мало написано.

Это чтобы вам было интереснее смотреть.

Фильм "Последнее танго в Париже" это великолепная художественная иллюстрация теории бессознательного Зигмунда Фрейда. Там есть раскрепощённое от культурных тормозов буйство базовых сексуальных влечений, происходящих в странной изолированной от остального мира квартире ("ОНО по Фрейду). В этой сфере (бессознательного) абсолютно не важны социальные параметры индивидов. Там можно без социальных и культурных ограничений реализовать свои инстинкты. Снаружи мы видим цивилизационные конструкции. которые давят на главного героя. Он пытается разобраться в самоубийстве своей жены, в том, что она изменяла ему с другим мужчиной, который оказался по внешним параметрам его двойником. В фильме чётко показано влияние "родителей" на программирование социально-культурное своих детей в их раннем бессознательном детстве ("Сверх-Я" по Фрейду) из которого практически невозможно вырваться, что приводит к самоубийству жены главного героя. Там ярко показана сублимация базового сексуального влечения жениха главной героини в кинотворчество. Гротескно показано культурная запрограммированность в конкурсе бальных танцев, на фоне которого главные герои исполняют своё раскрепощённое от культурных ограничений Последнее танго.
Главная героиня была в восторге от отношений без социально-культурных ограничений внутри "квартиры", но за пределами этой квартиры, когда социально-культурные значений вывалились на неё (не очень молодой, не очень грамотный, не очень культурный главный герой), то она просто испугалась, что может пустить свою социально-культурную матрицу (запрограммированность) под откос в угоду животным (базовым) инстинктам. Никакой "любви" в человеческом культурном понимании между главными героями в странной квартире не было. Секс без культурных тормозов ничего, кроме смерти в конце не предусматривает.
Если смотреть последнее танго с этих позиций, то все герои, сцены и детали имеют большой смысл.
Рекомендую посмотреть фильм Гаспара Ноэ "Необратимость", который он снял через 30 лет после Бертолуччи в том же Париже. Там ярко показано, куда за 30 лет сдвинулась культурно-социальная ситуация в обществе в плане раскрепощения сексуального влечения. Я этот фильм называю "Самое последнее танго в Париже".

Спасибо за очень интересный комментарий.

  • 1