?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Death and the Maiden" (1994)
dm_bondarenko
In a democracy, the midnight knock on the door can be friendly

Впервые я открыл для себя Романа Поланского в одиннадцатом классе. Тогда моим любимым фильмом (я и сейчас его люблю) стала «Горькая луна». Я также был впечатлен некоторыми другими фильмами Поланского, но для понимания «Смерти и девушки» я еще был недостаточно зрелым. Пересмотр «Призрака» и «Неистового», состоявшийся три недели назад, разбудили желание посмотреть еще какой-нибудь фильм именитого режиссера и мой выбор пал на «Смерть и девушку».

В 1990е годы в ряде латиноамериканских стран, включая Чили, военная диктатура сменилась демократическими режимами. Но чилийский президент Аугусто Пиночет остался Главнокомандующим чилийской армии, поэтому армия сохраняла значительное влияние в политической жизни страны и периодически «играла мускулами». Несмотря на это, начались некоторые подвижки в расследовании преступлений военной хунты, поэтому пособники старого режима начали активно «чистить» свои биографию.

В связи с демократизацией режима начался поворот (как минимум, формально) в сторону классических принципов уголовного судопроизводства: законности, осуществления правосудия только судом, презумпции невиновности и неприкосновенности личности. Поэтому, хотя бы первое время, рядовые пособники старого режима смогли скрыться от официальных обвинений, но некоторые из них не избежали жестокой расправы от прежних жертв режима.

«Смерть и девушка» рассказывает о первых демократических годах в неназванной латиноамериканской стране. Известный оппозиционный адвокат Жерардо Эскобар получает предложение от нового президента возглавить комиссию по расследованию преступлений военной хунты. Он просит президента дать ему время подумать и спешит домой, чтобы посоветоваться со своей женой Полиной – жертве режима, пережившей пытки в застенках военной тюрьмы. По пути домой, машина адвоката ломается и его подбрасывает доктор Роберто Миранда. Все идет своим чередом, пока Полина не распознает в докторе одного из тех, кто пытал и насиловал ее в тюрьме.


В данном «треугольнике» двумя фигурами со стороны «обвинения» являются Жерардо и Полина. Жерардо находился в оппозиции режиму, но он не подвергался пыткам, поэтому ему намного проще применять юридический подход при рассмотрении вопроса вины подозреваемого. С другой стороны, Полина провела время в застенках военной тюрьмы, где ее пытали и насиловали, поэтому ей сложно беспристрастно подходить к вопросу ответственности пособников прежнего режима.

В фигуре Полины отражается один из ницшеанских тематик «сражающихся с чудовищами, которые рискуют сами стать чудовищами» (я читал два раза «По ту сторону добра и зла», надо перечитать в третий раз, может еще продвинусь в понимании этой книги). Она узнает на инстинктивном уровне фигуру своего прежнего мучителя и готова вершить свое собственное правосудие, невзирая на возможность ошибки в суждении. Но сможет ли она побороть демонов прошлого и не зайти при этом слишком далеко?


Что же толкает людей на сотрудничество с преступными режимами, в особенности с карательными органами? В моем любимом «Конформисте» фашистский полковник точно суммировал основные причины: «Кто-то делает сотрудничает из страха, большинство из-за денег и очень немного – из-за веры в фашизм». К этим трем причинам нужно добавить еще одну причину – упоение властью.

Это упоение властью выражается в ощущении полного контроля над обвиняемым. Сотрудник карательного органа может реализовывать свои самые больные и потаенные фантазии с обвиняемым, включая изнасилование под композицию Шуберта, и над ним нет надзора со стороны независимого суда или СМИ. Раз вкусив такую власть, человек остается моральным уродом на всю жизнь, способным скрыть свое уродство и одеть личину «приличного человека», но мечтающим о возвращении тех «светлых дней». Пока эти люди будут доминировать в обществе, настоящая демократия будет невозможна.


Но сможет ли жертва режима не превратиться в «чудовище», на борьбу с которым она потратила всю свою жизнь? Ответ будет известен после просмотра еще одного блестящего психо-политического триллера Романа Поланского. «Смерть и девушка» оказалась в тени некоторых более известных работ Романа Поланского, но теперь мы имеем возможность отдать этому фильму должную похвалу. Рекомендую посмотреть в паре с «Призраком».

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 22.10.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 22.10.2018» в контексте: [...] 7. : Смерть и девушка (1994, реж. Роман Полански) [...]

Герметическая драма - один дом, одна ночь, всего три персонажа. Очень круто и незаслужено малоизвестно.

Надо еще пересмотреть "Резню".

А мне - посмотреть: я невидел последних фильмов Поланского, что после Призрака.

Еще обязательно посмотрите "Венеру в мехах".

Тоже в планах, тем более что интересно посмотреть на немолодую Сенье.

Только на днях посмотрел «Операция «Финал»». Еще один фильм, в котором Бен Кингсли играет привязанного к стулу военного преступника… и действие снова в Южной Америке.
Как раз вспоминал «Смерть и девушка» когда смотрел.

Не смотрел, спасибо за наводку.

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 25.10.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 25.10.2018» в контексте: [...]    6. : Смерть и девушка (1994, реж. Роман Полански) [...]

  • 1