?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"House of Cards", 2013.
dm_bondarenko
It only takes ten seconds to crush a man's ambitions.
Из-за кризиса жанра в Голливуде множество новых картин, снятых в США, являются ремейками, причем не самого высокого качества. Поэтому когда я услышал про то, что будут делать американский ремейк мини-сериала BBC House of Cards, являющегося экранизацией одноименного произведения Майка Доббса, я сначала скептически отнесся к качеству будущего сериала, поскольку являюсь поклонником оригинальной версии. Но позже, посмотрев список актеров и трейлер, я решил дать этому сериалу шанс и после его выхода на экраны начал его смотреть…

Действие данного сериала начинается в январе 2013 года, избранный на пост президента США сенатор от штата Калифорния Гарретт Уолкер готовится к церемонии официального вступления в должность и назначает будущих членов своего правительства. Фрэнку Андервуду, конгрессмену от 5го избирательного округа штата Южная Каролина, занимающему в Палате Представителей пост «хлыста» демократического большинства (англ. House Majority Whip – занимается вопросами партийной дисциплины и обеспечивает голосования по нужным биллям, является третьей по иерархии должностью в Палате Представителей после Спикера и лидера партийного большинства), за помощь в избирательной кампании Уолкера был обещан пост Государственного Секретаря в правительстве, но глава администрации избранного Президента Линда Васкез сообщает Андервуду, что он не получит должность,  из-за «изменившейся политической обстановки». Взбешенный Фрэнк Андервуд начинает тайную кампанию по саботажу процедуры утверждения Сенатом США нового кандидата на пост госсекретаря – сенатора от штата Колорадо Майкла Керна, с целью навязать президенту кандидатуру сенатора от штата Миссури Кэтрин Дюрант, чтобы иметь своего человека в администрации. Для осуществления своей тайной кампании Андервуд подчиняет себе конгрессмена от штата Пенсильвания Питера Руссо, грозясь в случае неповиновения «слить» в прессу информацию о его проблемах с алкоголем и наркотиками, и, с негласного одобрения его жены, начинает роман с молодой и амбициозной журналисткой из газеты The Washington Herald Зои Барнс, чтобы иметь надежный канал для «слива» информации в прессу. После успешного саботажа кандидатуры Майкла Керна Андервуд начинает подминать под себя все важные аспекты деятельности в Конгрессе США и Демократической партии (принятие нового билля об образовании, выбор кандидата на пост губернатора Пенсильвании) с целью стать незаменимым человеком для президента США…

Данный сериал вышел «на злобу дня» в связи с недовольством граждан США деятельностью своих конгрессменов и сенаторов. Каждый день в новостях США рассказывают про расколотую Палату Представителей, которая не может согласовать общие позиции по ключевым вопросам государственного управления, про очередной 15-часовой филибастер (тактика обструкции законопроектов в Сенате США парламентским меньшинством путём затягивания принятия решений с помощью внесения огромного количества поправок, декламирования лозунгов, пространных размышлений по теме и не по теме) республиканского сенатора, из-за чего процедура назначения новых лиц в правительство затягивается на недели и т.д.
Но перейдем к непосредственному рассмотрению достоинств и недостатков сериала.

Прежде всего, необходимо отметить, что «Карточный домик» нельзя назвать ремейком в буквальном смысле этого слова, скорее это переложение произведения Майкла Доббса на политические и государственные реалии Соединенных Штатов Америки.

И этому есть объективная причина, поскольку США и Великобритания различаются в государственно-политическом устройстве (Великобритания является конституционной монархией с унитарной формой государственного устройства, а США является президентской республикой с федеративной формой государственного устройства) и буквальный ремейк версии 1990 года получился бы провальным.

Благодаря большому количеству серий и режиссуре Дэвида Финчера в «Карточном домике» прекрасно проработан каждый персонаж, и первые две серии зритель знакомится с каждый героем, обитающим в мутных водах Вашингтона (конгрессмены, сенаторы, их помощники, жены, любовницы, лоббисты, полицейские, телохранители и т.д.).

Прекрасно показан внутренний мир Конгресса США, законодательный процесс, работа лоббистов, действие принципа quid per quo, «грязное белье», имеющееся у каждого политика в «мире, где нет такого понятия как секрет», журналистские расследования, расходуемость всего ради получения политической выгоды, даже семейных отношений.

И с развитием сериала некоторые персонажи получают совершенно иную окраску. Например, Джиллиан Колл, в первых сериях являвшаяся просто одаренной девушкой, привлеченной Клэр Андервуд для продвижения своей некоммерческой организациях, в последующих сериях начинает свою игру, ставящую под потенциальный удар интересы Клэр и ее мужа.

Фрэнк Андервуд, сыгранный Кевином Спейси, не является копией Франсиса Уркхарта, сыгранного Йеном Ричардсоном в британской версии. Они различаются даже по сценарной истории происхождения, если Андервуд небогатого происхождения и сам пробился наверх, то Уркхарт имел аристократические корни. Также персонаж Андервуда более «машиноподобный», чем  персонаж Уркхарта. Всеми действиями Фрэнка двигает холодный расчет, даже брак с Клэр является лишь политическом партнерством и его вообще не заботят такие категории как мораль и нравственности.

Из британского варианта перешел театральный прием «ломания четвертой стены», но в американской версии этот прием используется Андервудом в другом ключе. Персонаж Франсиса Уркхарта использовал этот прием в основном с целью поиздеваться над своими оппонентами и над аудиторией, а Фрэнк Андервуд лишь поясняет зрителю мотивы своих действий, способы их осуществления и его реальные мысли, которые сильно отличаются от адресуемых избирателям.

Главным парадоксом у большинства зрителей при знакомстве с персонажем Андервуда является восхищение им, несмотря на его аморальность, расчетливость и жестокость, даже хочется процитировать Оскара Уайльда по этому поводу: «В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока». Действительно, невозможно смотреть без восхищения как Фрэнк Андервуд плетет свою сеть, как он мастерски использует каждое подвернувшееся ему обстоятельство в своей политической игре, как он ловко обставляет конкурентов, как он прекрасно разбирается в психологии своих избирателей.

Единственной «ложкой дегтя» у сериала является некоторое провисание действия и небольшая штампованность сценариев серий в середине сезона, из-за смены Финчера другим режиссером, но этот недостаток устраняется ближе к концу сезона.

В итоге хочется сказать, что получился великолепный политический сериал, который стоит на равных с такими образцами жанра как «Вся президентская рать», и многие зрители уже с нетерпением ждут второго сезона.

9 из 10