?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"The Ghost Writer" (2010)
dm_bondarenko
I'm your ghost

В 1983 году Лейбористская партия потерпела сокрушительное поражение на британских парламентских выборах, но среди немногих новых депутатов-лейбористов затесался молодой барристер Тони Блэр, выглядевший как «самый желанный кавалер на вечере танцев юных тори». В 1984 году новым Директором пиар-офиса Лейбористкой партии стал молодой телепродюсер Питер Мандельсон. Благодаря его новым подходам в пиар-стратегии, Лейбористская партия начала потихоньку выкарабкиваться из политического небытия.


Лейбористы ожидаемо проиграли парламентские выборы в 1987 году и практически приблизились к победе в 1992 году. Анализируя итоги выборов, Питер Мандельсон предложил радикальный изменения в программе лейбористов, но они были отвергнуты новым лидером Джоном Смитом. В 1994 году Джон Смит умирает от сердечного приступа, Тони Блэр становится новым лидером лейбористов, а Питер Мандельсон получает полный карт-бланш. В течение последующих трех лет Лейбористкая партия трансформируется в Новых Лейбористов, отбросившей старые социалистические идеалы и сформировавшая предвыборную платформу, исходя из данных соцопросов.


Стратегия Питера Мандельсона, Алистера Кэмпбелла и прочих безликих функционеров оправдала себя, когда в 1997 году лейбористы разгромили тори и сформировали правительство, подкрепленное парламентским большинством в 179 мест. Премьер-министр Тони Блэр перетащил с собой весь свой пиар-департамент и благодаря этому первые четыре года его премьерства прошли практически без сучка и без задоринки. Но все поменялось на втором сроке Блэра, когда он безоговорочно поддержал войну в Ираке.


Это решение вызвало раскол в его партии и отставку нескольких высокопоставленных членов его правительства, включая Министра иностранных дел Робина Кука, а также повлекло значительное падение популярности Тони Блэра. Через четыре года Тони Блэр подал в отставку, но он навеки стал Bliar. Как и любой уважающий себя отставной политик, Тони Блэр запустил свой фонд, сидит в советах директоров крупных компаний и фондов и ему начхать на обвинение в военных преступлениях. Но во время своего премьерства он порушил немало и некоторые его решения стоили жизни простым британским гражданам, включая солдат и офицеров.


Но как британская публика не разглядела этого раньше, когда они голосовали в 1997 году за крутого и харизматичного Тони Блэра? В 2007 году один из бывших друзей и соратников Тони Блэра Ричард Харрис завуалировано выразил свои мысли в книге «Призрак» (читал давно, но получил огромное удовольствие).   В 2010 году, он, вместе с Романом Полански, экранизировал эту книгу. Несмотря на то, что фильм не может выразить все мысли книги, он неплохо передает современные политические реалии.

Каждый год полки книжных магазинов ломятся от бесчисленного числа мемуаров. Мемуары пишутся телезвездами, кинозвездами, музыкантами, но самое большое число мемуаров пишутся политиками. Есть замечательные примеры самостоятельно написанных политических мемуаров, например, мемуары де Голля. Но что же делать, если у тебя нет времени, желания, способностей или возможностей самому написать мемуары? Ты нанимаешь «писателя-призрака», который напишет их за тебя, но на обложке останется твое имя.


«Писатель-призрак», как и главный герой фильма, это лицо, не имеющее ни имени, ни фамилии, ни собственной личности. О его существовании знают только ряд издательств, предлагающих его услуги очередной знаменитости. Он не оставляет ни следов, ни памяти. «Писатель-призрак» приедет к тебе, напишет за тебя книгу, и тебе даже не нужно помнить его имени, главное просто с ним расплатиться. Наконец, самое главное качество «писателя-призрака» - его заменимость и если он умрет/погибнет, то легко можно найти другое бесцветное существо.

Такие же слова можно сказать о современных политиках. Когда-то политики были в чем-то выдающимися ЛИЧНОСТЯМИ (в харизме, в интеллекте, в лживости, в жестокости, в хитрости или в чем-то другом), а теперь большинство политиков являются лишь яркой витриной без каких-либо выдающихся внутренних качеств.  Как и большинство актеров, они лишь умеют имитировать эмоции, но обладают мало подкрепленным огромным самомнением. Как и большинство актеров, политики быстро впадают в небытие после отставки, и никто больше не вспомнит о них или будет их защищать после нападок.


Но кто-то же должен управлять государством, если у политика нет необходимых качеств, чтобы делать это самостоятельно? В таких случаях «свита» начинает играть еще большую роль. Огромная роль играют бесчисленные помощники, советники, борющиеся за «доступ к телу» и подающие правителю очередную идею «как нам обустроить нашу страну». Иногда эти идеи хорошие, но чаще всего не очень. А что если один из этих советников – предатель, работающий на другую страну, но обладающий безусловным «доступом к телу»?


Также бесчисленное число страниц исписано про могущественные ТНК и утопающие в деньгах политические фонды.  Конечно большая часть этих страниц являются фантазией и бредом, но все часть этих корпораций и фондов имеют огромные бюджеты, а также известных и влиятельных людей в советах директоров. Кроме того, они жертвуют огромные суммы партиям и политикам, что позволяет им влиять на процесс принятия политических решений, в особенности в США. И это может иногда пугать.


Именно такую безрадостную картину мира блестяще рисует Роман Полански. Конечно, тут не обошлось без некоторой доли преувеличения, но основные черты современного политического процесса переданы верно, а также они разбавлены отличным саспенсом и прекрасными актерами. Если вы любите политическое кино или Романа Поланского, то срочно смотрите. Рекомендую посмотреть в паре со «Всей президентской ратью». И пока остается возможность снимать такие фильмы - демократия (в особенности право на свободу самовыражения) еще жива.

  • 1
Прекрасный пост.
В свое время смотрел этот фильм с большим удовольствием. В финале только жути нагнали - это уж косность и старомодное мышление старичков, ответственных за производство картины. Вряд ли есть нужда убивать кого-то, если на дворе "эпоха постправды" и государственный пропагандистский аппарат даже небольшого государства может с успехом выдавать черное за белое почти без репутационных издержек.

Сделаем скидку на возраст Поланского.
Я в свое время был фанатом британской политической истории и тэтчеризма в особенности.

Смотрела в кинотеатре еще) В "Основано на реальных событиях" у него снова фигурирует литературный негр, женщина, пишущая биографии знаменитостей, оставаясь безвестным писателем.

Я тоже, летом 2010 года.
Спасибо, надо прочитать.

Edited at 2018-09-30 06:43 am (UTC)

  • 1