Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"Basic Instinct" (1992)

We’re both innocent, Nick

Когда мы были маленькими мы обожали «РобоКоп», «Вспомнить все» и «Звездный десант». Но Пауль Верхувен снимал фильмы не только для детей, но и для подростков. Поэтому, когда мы подросли, мы до дыр засматривали кассету с фильмом «Основной инстинкт». Думаю, что почти все мечтали познакомиться с Кэтрин Трамелл или с Шэрон Стоун. Сюжет этого фильма думаю знают все, поэтому имеет смысл сразу перейти к рассмотрению традиционного «второго дна» Пауля Верхувена.

Многие рассматривают «Основной инстинкт» как американский ремейк голландского фильма Пауля Верхувена «Четвертый мужчина». При невнимательном просмотре можно рассмотреть множество смежных черт в форме и содержании этих фильмов, но у них различное исполнение, потому что режиссер преследовал разные цели. В «Четвертом мужчине» Пауль Верхувен стебался над артхаусом и мистическими триллерами, а в «Основном инстинкте» режиссер прошелся по двум традиционным американским жанрам – нуару и детективу.

На первый взгляд, «Основной инстинкт» вобрал в себя все традиционные черты американского детектива: порочная блондинка, жестокие убийства, алкоголик-полицейский, погони и т.д. Но, как и всегда у Пауля Верхувена, клише используются для завлечения зрителя, а на выходе получается абсолютно иной результат.

Прежде всего, Пауля Верхувена интересует механизм влечения между ненормальными людьми (простите за банальность). Первый главный герой фильма Ник – крутой полицейский, любящий адреналин. В прошлом он также любил алкоголь и наркотики и поэтому он случайно застрелил нескольких туристов. Каким-то образом ему удалось замять расследование, но это вынудило его одеть личину нормального человека. Несмотря на это, его истинная сущность никуда не делась, и она терпеливо ждет раздражителя.

В роли «раздражителя» выступила Кэтрин – искусный манипулятор. Еще с первой встречи в Нике начинают пробуждаться его истинные черты и через некоторое время перед зрителем предстает настоящий Ник – бесшабашный, агрессивный и импульсивный человек. Он прикрывается необходимостью расследования преступления, но на самом деле Ника все больше и больше влечет к Кэтрин. Его друг Гус не испытывает влечения к Кэтрин, но у него нет психических отклонений и поэтому на него не действует психопатический магнетизм героини. Но исход психологической и сексуальной дуэли Кэтрин и Ника зависит от того, кто кого поглотит и подчинит своей воле.

В образе Кэтрин режиссер также использовал в своем ключе общий юридический принцип презумпции невиновности и клишированную американскую тему «rich man's justice». Кэтрин Трамелл позволяет себе чрезвычайно провокационное поведение, но только потому что она прекрасно знает свои права, а также у нее есть возможность нанять лучших адвокатов, способных оставить у присяжных «разумные сомнения» (reasonable doubt). Поэтому ее свободе практически ничто не угрожает.

Из «Четвертого мужчины» перекочевал мотив писательства, только в этот раз режиссер сделал писателем Кэтрин – предполагаемую убийцу, пишущую кровавые детективы. Поэтому в этом фильме, Пауль Верхувен рассматривал писательство в том же ключе, как и Дарио Ардженто в «Дрожи». А именно – пишутся ли подобные книги настоящей кровью или это лишь полет немного воспаленной фантазии автора?

Касательно «детективной» составляющей фильма, то, как и в «Четвертом мужчине» режиссер расставил ряд «пасхалок» для внимательного зрителя. При этом в этом фильме режиссер постоянно испытывает внимание зрителя, направляя его по ложным сюжетным тропам. Хотя, если внимательно смотреть фильм, то ответ на все интересующие фильмы будет лежать на поверхности. Но мы все, по крайней мере в первый раз, смотрели «Основной инстинкт» не ради его детективной составляющей.

Суммируя вышеизложенное, после двух чрезвычайно успешных американских фильмов, Пауль Верхувен окончательно превратился в мистера Пола Верховена и снял свой очередной отличный фильм. В его эротическом триллере найдется что-то свое для каждого зрителя. А мне хочется еще раз поблагодарить Пауля Верхувена за наше счастливое детство! И не смотрите сиквел – это надругательство над светлыми воспоминаниями (я его пытался смотреть, но выключил после первых тридцати минут).

Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/osnovnoi-instinkt-film-nashego-detstva-5d6fd1f50a451800aef3b928?from=editor.
Tags: #1992, #США, #кино, #рецензии, 1992, Кино США, Пол Верховен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments