Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Flesh + Blood" (1985)
dm_bondarenko
Fighting is for fools

После «Заводных», Пауль Верхувен уже более не мог легко получать голландское финансирование для своих фильмов. Поэтому для своего нового фильма ему пришлось привлекать финансирование от американской киностудии. И в очередной раз Пауль Верхувен решил поэкспериментировать с новым жанром – историко-приключенческим фильмом (я еще не смотрел «Флорис»).

В 1501 году барон Арнольфини горит желанием обратно захватить один итальянский город. Ради этого он обращается к помощи наемников, включая небольшой отряд под руководством Мартина, обещая им 24 часа грабежа в случае успеха. Наемники захватывают город, но барон нарушает свое слово и выкидывает наемников из города. Отряд под командованием Мартина клянется отомстить барону и им крупно везет – они захватывают обоз, в котором находится Агнес – невеста сына барона Стефана…

Большинство фильмов про Средневековье страдают одной чертой – романтизацией. Думаю, что все устают смотреть на белозубых и холеных главных героев, благородных рыцарей и разбойников, джентельменские войны и пафосные рыцарские турниры. А ведь Средневековье было мрачным и жестоким временем, когда господствовала чума и война, а человеческая жизнь ничего не стоила.

Пауль Верхувен снял фильм именно о настоящем Средневековье. Его герои – и благородные, и простолюдины, - немыты, грубы и жестоки. Их интересует не воздаяние на небесах, а толсто набитые награбленным сумки. Эти люди убивают друг друга не на благородных сражениях, а в безжалостных стычках, где не брезгуют использовать самые гнусные приемы. И они не носят ленточки своим прекрасным дамам, а грубо насилуют их.

Режиссер верно показал роль религии в Средневековье в качестве инструмента для власть имущих. В этом смысле символична сюжетная линия со святым Мартином, ставшего талисманом для отряда Мартина. Благодаря этому символу, Мартин получает возможность узурпировать единоличную власть в отряде и использовать религиозную символику для подкрепления своих приказов.

Касаемо Мартина и его отряда – в начале фильма их вероломно лишают заслуженной награды и поэтому у кого-то может создаться впечатление, что они положительные герои. Но Пауль Верхувен терпеть не может черно-белые тона. Он показал наемников не Робин Гудами, а алчными, грубыми и жестокими людьми, живущими сегодняшним днем и мечтающими только о наживе.

Их командир Мартин представляет из себя интересную фигуру. Умный и расчетливый воин, прошедший все университеты на «поле боя» и обладающий незаурядными лидерскими задатками. Но он командует не скованным железной дисциплиной военным отрядом, а бандитским отрядом, поэтому его возможности ограничены. Вместе с тем, мне кажется, что если бы Мартин оказался по «ту сторон баррикад», то он бы с легкостью стал королем.

Но и благородные сэры были показаны режиссером максимально приближенно к реальности. Для них простолюдины – лишь расходный материал на поле боя, ибо «бьются только дураки». И понятие честь распространяется (и то не всегда) только среди представителей благородного сословия, а слово данное простолюдину всегда может быть легко нарушено.

И конечно, ехидный Пауль Верхувен не мог пройти мимо «прекрасной дамы». В этом фильме «прекрасная дама» Агнес представляет из себя расчетливое и умное существо, искушенное в искусстве обольщения. Ради того, чтобы не быть изнасилованной всем отрядом она готова спать с Мартином, но она тщательно хеджирует свои ставки, сохраняя ногу в обоих лагерях. При этом простолюдин Мартин не способен к любви и Агнес для него – один из шикарных трофеев, который он не хочет делить и отдавать.

Мне кажется, что Пауль Верхувен является антивоенно настроенным человеком. Он не приемлет милитаризма и даже в его фильме про Вторую Мировую войну нет классического хэппи-энда, а в других его фильмах про войну он всегда старался изобразить войну без пафоса и прикрас. В «Плоти и крови» он показывает безжалостную войну на уничтожение, где применяются все самые грязные методы, включая отравление колодцев. А ученый мальчик Стефан превратиться в безжалостного зверя, использующего науку только для поиска более эффективных орудий убийств.

В общем, испытав трудности в Нидерландах, Пауль Верхувен не сдался и нашел частное финансирование, сняв с помощью него еще один отличный фильм. В очередной раз поражаешься, как Пауль Верхувен мастерски работает в диаметрально противоположных жанрах. Его «Плоть и кровь» - циничный фильм, который понравится и любителям батальных сцен, и любителям подумать над содержимым. Браво, маэстро! Только очень жаль, что режиссер поссорился на съемках с Рутгером Хауэром.

  • 1
Вот, касательно последней фразы хотелось бы подробностей. В Википедии упоминается, что разногласия были относительно сценария. Чисто логически можно допустить, что изначально Верховен не видел хэппи-энда для Мартина. Но это только предположения, а как было на самом деле...

Скажу честно - не копал эту тему, просто знаю, что Верхувен и Хауэр поссорились на съемках "Плоти и крови" и вместе не работали.
А ведь роль Мерфи в Робокопе сначала писалась под Рутгера Хауэра.

Когда давно читал о причинах этой ссоры, но, к сожалению, уже не помню где, ссылки в инете с ходу не нашел, поэтому за ее достоверность не могу ручаться. В первоначальном сценарии парень и девушка должны были поменяться местами, то есть Хауэр похищал сына барона и у них был роман, а Агнес его в конце концов отбивала у него) Но продюссеры настояли на более традиционном варианте и РХ встал на их сторону.

Это не так важно. Но, к сожалению, история показала, что после ссоры с Верхувеном у Рутгера Хауэра резко сократилось число отличных ролей.

Да, смотрела! Снятый до эпохи спецэффектов фильм и сейчас производит впечатление. В том числе и цинизмом.

Согласен, получил вчера колоссальное удовольствие.
Я разделался уже со всеми голландскими фильмами Пауля Верхувена, перейду теперь к американским.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account