Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

"Violette Nozière" (1978)

Виолетта Нозьер

В свое время я ни один раз с удовольствием прочитал роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари». При прочтении этого романа меня не покидала одна мысль – как же он свеж и актуален и по сей день. История девушки, мечтающей о красивой жизни и застрявшей в узах опостылевшего брака можно воспроизвести и в XVIII веке, и в XX веке, и в XXI веке, конечно с некоторыми изменениями в декорациях.

Также в истории Франции периодически бывали скандальные судебные процессы, обнажавшие неприглядные аспекты французского общества. Навскидку, мы все слышали о деле капитана Альфреда Дрейфуса, спровоцировавшее полномасштабный политический кризис. Но в 1934 году вся Франция следила за другим судебным процессом – делом юной парижанки Виолетты Нозьер, отравившей своих родителей, чтобы завладеть их наследством.

Наконец, в 1977 году французский режиссер Клод Шаброль посмотрел «Кружевницу» с молодой Изабель Юппер и заявил, что данная роль Юппер заслуживает приза в Каннах. Но в 1977 году Юппер ничего не дали в Каннах и тогда Шаброль заявил, что через год актриса получит приз за лучшую женскую роль в Каннах за роль в его готовящемся фильме. Как ни странно, громогласное предсказание режиссера сбылось. Но была ли эта награда заслуженной?

Режиссер переносит зрителя в Париж 1933 года. Но Клод Шаброль снимал этот фильм не для туристов и поэтому не ждите изображений Эйфелевой башни, Триумфальной арки и Лувра. Режиссер показывает Париж рабочих и мелких служащих. Эти маленькие люди живут в крохотных квартирах без ванн и у них даже нет места для того, чтобы позаниматься любовью.

Семья Нозьер является одной из множества небогатых парижских семей. На первый взгляд у них все относительно неплохо – отец семейства Батист Нозьер удачно прошел Первую Мировую войну, он преуспевающий железнодорожник, которому даже доверили управлять поездом Президента Республики. Он искренне любит свою жену и дочь, но 18-летняя дочь Виолетта уже находится в другом измерении.

Виолетта Нозьер – типичная представительница «потерянного послевоенного поколения». Несмотря на то, что она одна из немногих счастливых юных французов, не лишившаяся отца или вынужденная жить с отцом-инвалидом, но она полностью впитала эту культуру послевоенного упадка. Она, как и большинство юных французов, проводит все свои дни в прокуренных кафе и клубах и периодически зарабатывает карманные деньги на панели.

Но у Виолетты есть мечта – вырваться из пролетарского Парижа и попасть в Париж туристический. Она мечтает кататься с богатыми студентами на Бугатти и встречаться с перспективными молодыми адвокатами. Ради этого она даже отказывается от своих приземленных родителей и гордо заявляет, что она манекенщица.

Как и Эмма Бовари, Виолетта Нозьер не делает различий между своим фантазийным миром и окружающей реальностью. Когда она встречает мужчину своей мечты – студента Жана Дабена, - она готова на что угодно, чтобы удержать его рядом с собой. Только Эмма брала в долг у месье Лере ради дорогих подарков Леону, а Эмма ходит на панель и ворует у родителей ради подарков любимому Жану.

Но во времена Виолетты Нозьер в продаже были более фривольные книжки, и она знает о наличии более изощренных средств для достижения своих целей. И когда она понимает, что традиционные средства зарабатывания денег недостаточны, она прибегает к крайней мере – попытке убийства своих родителей. Последующий судебный процесс раскалывает французское общество.

И именно во второй половине фильма, посвященной убийству и судебному процессу, Клод Шаброль полностью соответствует своему титулу «режиссера неопределенности». Он не оставляет никаких четких ответов на вопросы зрителей, а предпочитает рассыпать для них загадки. И прежде всего в главном вопросе – раскаялась ли Виолетта Нозьер в содеянном?

Я лично считаю, что немного недосказанности не повредит произведению, ибо это оставляет простор для фантазии зрителя. И благодаря Изабель Юппер мы можем дать простор своему воображению. Она изображает Виолетту Нозьер настолько запутанно и противоречиво, что зрителю только остается гадать – расчетливая ли она тварь или все-таки совершившая огромную ошибку раскаявшаяся женщина?

Также противоречиво режиссер изображает отдельные аспекты ее биографии, например, является ли она внебрачным ребенком? В особенности это проявляется во время процесса, когда Виолетта заявила, что отец ее изнасиловал. Вроде бы режиссер добавляет в сюжет несколько зловещих воспоминаний, но является ли это правдой или всего лишь еще одной ложной тропой лукавого режиссера? И в конце концов Клод Шаброль оставляет зрителя наедине со своим мировоззрением.

Настоящее произведение должно колоть. У Клода Шаброля были проходные фильмы, но в нескольких фильмах ему удавалось больно уколоть французское общество и одним из этих фильмов была «Виолетта Нозьер». Он взял некоторые классические мотивы «Мадам Бовари» и блестяще перенес их в Париж 1930х гг. и дал Изабель Юппер возможность сыграть одну из своих лучших ролей.

Всем фанатам Изабель Юппер – срочно смотреть!
Tags: #1978, #кино, #рецензии, #франция, 1978, Кино Франции, Клод Шаброль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments