?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"De vierde man" (1983)
dm_bondarenko
Кто же будет четвертым?

Лучшие фильмы часто оказываются принятыми в штыки. Не миновала эта участь и Пауля Верхувена, предыдущий фильм которого был раскритикован за вульгарность и насмешку над традиционными ценностями. После этого, режиссер явно начал обдумывать переезд в другую страну, но напоследок решил снять еще один фильм на Родине.

Писатель Герард состоит только из одних положительных черт – алкоголик, бисексуал и еще каким-то образом он является католиком. Однажды он получает приглашение выступить с лекцией в небольшом голландском городке. По пути ему мерещатся страшные видения о жизни в провинциальной гостинице. Попав в город, он знакомится с очаровательной вдовой Кристиной. После лекции Герард узнает, что ему забронировали номер в той гостинице, о которой ему недавно снились кошмары, и он охотно принимает предложение остановиться у Кристины…

Больше всего Пауль Верхувен любит две вещи – стеб и неоднозначность. А в западном кино 1980х началось возрождение жанра нуара, вошли в моду мистические триллеры и никак не увядала слава священной коровы Запада – фрейдизма и психоанализа в целом. Ехидный Пауль Верхувен решил обстебать эти три вещи.

На первый взгляд, фильм состоит из всех возможных клише: алкоголик-писатель и соблазнительная вдова (привет нуару), страшные видения и ведьмины черты (привет мистическому триллеру), христианский символизм и мотив оскопления (привет психоанализу). Эти клише были намеренно включены Паулем Верхувеном в свой фильм.

Также, в отличие от большинства фильмов смежных жанров, Пауль Верхувен намеренно расставляет по сюжету очевидные «пасхалки», благодаря которым внимательный зритель может заранее догадаться об основных сюжетных ходах этого фильма. Но в этот раз Паулю Верхувену не было интересно создавать фильм с закрученным сюжетом и нетривиальными сюжетными ходами.

Вместо этого, Паулю Верхувену было интересно восприятие реальности и ее перекличка с работой человеческой фантазии. Подобная тематика периодически встречалась в его фильмах, например, во «Вспомнить все». Поэтому он сделал главным героем своего фильма писателя – человека с профессионально развитой фантазией, отягощенной алкоголизмом. В этой связи главным вопросом этого фильма является – а не было ли все происходящее на экране плодом белой горячки Герара? Но ответ на этот вопрос остается на совести зрителя.

Суммируя вышесказанное, прошлый фильм Верхувена обвиняли в бессмысленности, и он ответил своим критикам, сняв фильм полный фальшивого СПГС. Но не попадайтесь на эту удочку, а воспринимайте этот фильм как первоклассный стеб и будет вам счастье. А мне снова на ум приходят только два слова – браво, маэстро!