?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Van Gogh" (1991)
dm_bondarenko
Вы знали Ван Гога?

Недавний диалог с richteur по поводу Винсента Ван Гога надоумил меня пересмотреть фильма Мориса Пиалы об этом художнике. Я, если честно, практически ничего не знаю про биографию Ван Гога. Все мои познания о жизненном пути Ван Гога ограничиваются лишь дежурными википедийными шаблонами.

Весной 1890 года Винсент Ван Гог приезжает в городок Овер-сюр-Уаз близ Парижа и в конце июля того же года художник покончит с собой. Именно этим последним 67 дням жизни Винсента Ван Гога посвящен этот фильм…

Любой человек, будь он талантливый или бесталанный, мечтает о признании. Но особенно тяжело, когда у человека есть талант, но он по какой-то причине не приходится по вкусу публике. Может быть через некоторое время, человека признают талантливым посмертно, но ведь этот человек мечтал о прижизненной славе? Ведь именно это и произошло с творчеством Винсента Ван Гога.

В 1890 году Винсенту Ван Гогу было 37 лет, а тогда тот возраст считался солидным. Уже пора делать жизненные выводы и думать о своем пройденном пути. А что тогда было у Ван Гога? Практически ничего – небольшое количество проданных картин, пребывание в психиатрической больнице, сидение на шее у старшего брата и не очень дружелюбное мнение критики о странноватом стиле чудаковатого голландца.

Морис Пиала изобразил Ван Гога именно в этот момент его жизненного перепутья. Его художник противоречив, инфантилен и продолжает рисовать, потому что больше ничего не умеет. В один момент он мило пародирует Тулуза-Лотрека, а в другой момент он впадает в депрессию из-за осознания ничтожности своих достижений. Он еще способен влюблять в себя молоденьких состоятельных девочек, но это только из-за его соответствия стереотипному образу голодного художника.

В этом же ключе режиссер показывает взаимоотношения Винсента со своим старшим братом Тео. Когда-то они были близки, вместе ходили в кабаре и к проституткам, но Тео уже отошел от богемного образа жизни. Теперь Тео обзавелся семьей и продает картины. Он продолжает из чувства долга брать непопулярные картины брата и давать ему деньги. Но это не может длиться вечно и рано или поздно у Тео встанет выбор между семьей и непутевым братом.

Окончательный разрыв между братьями демонстрирует сцена в кабаре. Вроде бы братья снова вместе напиваются, танцуют и занимаются любовью с молоденькими девушками. Но на следующее утро Тео отправится домой к жене, а Винсенту остается только вернуться к провинциальным «ценителям», которые даже не могут отличить его картины от картин других художников и осознавать свою полную мужскую и художественную несостоятельность.

Но этот фильм не получился бы без Жака Дютрона. Актер блестяще передал мучения безусловно талантливого человека, которого с детства называли бездарью и высмеивали. Ван Гог Дютрона вынужден бесплатно рисовать портреты нищих и расплачиваться картинами за услуги врачей. А весь этот богемный образ жизни уже давно сидит у него в печенках.

Также, как и «Лулу», режиссер сделал ставку на повседневность. Ведь это для нас кабаре и канкан являются экзотикой, а для Ван Гога это уже давно стало опостылевшей рутиной и именно в этом ключе режиссер строит все свое повествование, что также добавило фильму ощущение реальности происходящего. А ведь биографическим фильмам периодически не достает реальности.

Благодаря этому подходу, «Ван Гог» получился не фальшивым фильмом про мучительные последние дни выдающегося художника. Конечно, не у всех получится высидеть 2,5-часовое неторопливое повествование (я сам осилил его со второго раза), но попробуйте и может вы тоже сможете насладиться прекрасной игрой Жака Дютрона.