Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Turks fruit" (1973)
dm_bondarenko
Ты отвратителен

В 1971 году Пауль Верхувен снял свой первый полнометражный фильм («Дело есть дело»), окупивший свой бюджет. Следующий фильм режиссера стал хитом в Голландии и даже получил номинацию на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм». Но часто бывает, что прежние хиты не выдерживают испытание временем. Можно ли так сказать про «Турецкие наслаждения»?

Много невнимательных зрителей отвергают этот фильм, называя его копией «Последнего танго в Париже». Конечно, краткое описание фильма наводит на некоторые параллели со скандальным фильмом Бертолуччи. Вместе с тем, «Турецкие наслаждения» снимались в июле 1972 года, еще до выхода «Последнего танго в Париже». Поэтому этом фильм Верхувена нужно рассматривать как отдельное произведение.

Фильм рассказывает историю скульптора и художника Эрика, познакомившегося на одном шоссе с Ольгой. Они незамедлительно привлечены к друг-другу сексуально и духовно. Мать Ольги выступает против союза своей дочери с хипповатым художником, но молодым людям все равно. Они женятся, начинают жить вместе, но через некоторое время Ольга охладевает к Эрику…

Начиная с этого фильма Пауль Верхувен начал преподносить зрителю свою мастерскую работу с «низкими» жанрами (эротика, боевик, молодежная драма) с их последующей трансформацией в нечто более серьезное и обдуманное. Если в своем дебюте он еще не выходил за рамки саркастичной комедии, то в этом фильме Пауль Верхувен начинает с весьма откровенной эротики и трансформирует ее в жесткую драму.

Также в этом фильме Пауль Верхувен показал себя в качестве мастера построения персонажей. И что наиболее поразительно – как он точно и ярко нарисовал молодых людей. Казалось бы, что может быть общего между 35-летним физиком из учительской семьи и «вудстокской» молодежью. Но периодически самые неожиданные режиссеры снимают отличные фильмы про молодых людей и к их числу нужно причислить Пауля Верхувена.

Кроме того, начиная с этого фильма режиссер начал трансформировать своих персонажей. В «Турецких наслаждениях» подобной трансформацией подвергся Эрик. В начале фильма режиссер показал Эрика самовлюбленным типом, ищущим только случайного жесткого секса и способа получше унизить своего сексуального партнера. В первых двух третях фильма Пауль Верхувен не отступает от шаблонно-консервативного изображения хипповатого Эрика: безответственный, нищенствующий и неуправляемый.

Но Пауль Верхувен терпеть не может стереотипы, и он явно не прислушивался к ханжескому нытью про «вудстокскую» молодежь. Поэтому в последней трети фильма он начинает трансформировать образ Эрика показав его как хорошего человека, способного к заботе и состраданию. А его грубость и неуправляемость – это лишь дань моде.

Но о чем же этот фильм? О сексуальных эскападах молодежи 1970х? Нет, этот фильм о любви, о любви настоящей и всепоглощающей. А что является главным компонентом настоящей любви? Это способность быть рядом со своим любимым в самые трудные минуты его жизни. Обладает ли данной способностью молодежь 1970х? Не буду спойлерить.

Фильм о любви необязательно должен состоять из розовых соплей и стыдливых поцелуев. Фильм о любви может быть наполнен натуралистичными сценами и ссорами и это делает ничем не хуже, а может даже лучше, чем «общепринятые» фильмы о любви. Посмотрите этот фильм и согласитесь или не согласитесь со мной.

Начиная с «Турецких наслаждений» Пауль Верхувен раскрылся перед зрителем во всей красе своего многогранного таланта. Если вы до сегодняшнего дня знали только фильмы Пола Верховена, то я рекомендую вам поскорее посмотреть фильмы Пауля Верхувена. Единственное но – без некоторых сцен можно было бы обойтись, но их можно перемотать без ущерба для этого прекрасного фильма.

  • 1
Боже мой, какие же сцены этого фильма можно перемотать без ущерба для впечатления от него?:)

С "Последним танго в Париже" абсолютно ничего общего, конечно. Тот скорее о невозможности достичь взаимопонимания, а этот строго наоборот. Роднит их разве что эпатаж в изображении секса, причем Верхувен в этом смысле куда откровеннее Бертолуччи был всегда в разы, но в Голландии с этим куда как проще, чем в католической Италии.

Я имел в виду только одну сцену этого фильма.

она неприятная, как и многие другие там, но без нее это уже не фильм Верхувена:)

Это была единственная сцена, которую я перемотал.
Все остальные сцены вполне уместны и оправданы.

в "4 мужчине" вроде бы была сцена удушения кошки, вот ее я тоже перемотал, у каждого свой предел, да:)

Давно смотрел "4 мужчину", но я планирую его пересмотреть и написать отзыв.
Я решил написать отзывы на все фильмы Пауля Верхувена.

это будет интересно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account