?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"RoboCop" (1987)
dm_bondarenko
Америка глазами иностранца

Немногие знают, что Пола Верховена вернее называть Паулем Верхувеном, потому что он голландец. Его выкинули из родного кинематографа за то, что режиссер периодически троллил кого не надо и показывал определенные социальные группы не в общественно принятом ключе. Переехав в Америку, Паул Верхувен снимает фантастический боевик «РобоКоп».

Когда я его смотрел в дошкольном и школьном детстве я наслаждался отличными перестрелками, харизматичными злодеями и закрученным сюжетом. Затем, когда я посмотрел «РобоКопа» в более зрелом возрасте, я начал видеть «второе дно» этого фильма. Тем не менее, для того, чтобы понять «второе дно» «Робокопа» нужно вернуться в ту эпоху.

Американские 1980е прошли под эгидой Рональда Рейгана. Рейгановская эпоха прошла под лозунгом возрождения традиционных американских ценностей, включая свободный рынок. Также эта эпоха характеризовалась оголтелым милитаризмом и попыткой милитаризации космоса (в том числе программа СОИ «Звездные войны»). И наконец 1980е – эпоха зарождения мыльных опер («Санта Барбара» и «Династия»).

Выпускник Лейденского университета Паул Верхувен явно не разделял взгляды Америки 1980х и у него чесались руки потроллить США.  Но режиссер уже обжегся на Родине, и он прекрасно понимал, что Мачеха будет еще менее терпима к иностранцу, поэтому уже Пол Верховен снял крутой боевик, вложив в него немного «двойного дна».

Режиссер перенес действие своего фильма в недалекое будущее, в котором уже давно «рынок сам себя отрегулировал». Огромным корпорациям уже отдали практически все, включая тюрьмы, армию и правоохранительную систему. В будущей корпоративной Америке всем заправляет понятие рентабельности, а гуманистические ценности кажутся навсегда забытыми.

Мир вокруг США также сошел с ума. В выпусках новостей описываются только войны, восстания и неудачные пуски нового космического оружия (привет программе СОИ «Звездные войны»). В самой Америке дела также далеки от радости, в особенности в бывшем индустриальном бастионе США – Детройте, - превращенном в Припять (как ни странно, режиссер верно угадал будущее этого города).

Также режиссер обстебал американскую культуру и точно подметил ее основные черты. Американцы в фильме Пола Верховена обожают тупые мыльные оперы и помешаны на оружии и насилии. Милитаризация 1980х годов также пустила свои корни, и будущие американцы играют в настольные игры, имитирующие ядерную войну.

В будущей Америке единственной пока рентабельной единицей является полиция, но уже начат процесс ее «рейдерского захвата». Главной целью корпоративных боссов является избавление от «пролетариев» (полицейских) и их замена автоматизированными единицами. Первый проект оказывается нерентабельным и на сцену выходит РобоКоп – бронированный киборг, строящий свою деятельность на 4 Директивах.

Поначалу РобоКоп мастерски расправляется с уличной преступностью, но через некоторое время он начинает «наступать на пятки» своим корпоративным боссам. И, самое главное – в нем начинает просыпаться его человеческая сущность. Полицейский Алекс Мерфи, живущий в броне РобоКопа, начинает испытывать горечь утраты от окончательной потери своей прошлой жизни и горит желанием расправиться с людьми, которые ее отняли.

В фигуре РобоКопа режиссер также следовал основному течению кинофантастики 1980х годов с ее упором на показ человекоподобных роботов или киборгов. Уже появились на экранах «Бегущий по лезвию», «Терминатор» и «Чужие». Но мне кажется, что Пол Верховен больше вдохновлялся «Бегущим по лезвию», чем «Терминатором», показав «больше человека, чем непосредственно человек». Ведь в этом негуманистичном мире только киборг, защищающий невинных и соблюдающий закон даже в отношении преступников, способен напомнить человечеству о ценности человеческой жизни.

В 1987 году Паулю Верхувену повезло, ибо американцы не поняли его стеба и дружно зааплодировали новому крутому боевику. Благодаря успеху «РобоКопа» Пол Верховен получает возможность продолжить свою американскую карьеру, но через восемь лет он опять «допрыгается».

  • 1
Люблю Верхувена, всегда у него подтексты рулят, несмотря на всю вакханалию на первом плане

Отличный отзыв.
И фильм прекрасный, на мой взгляд - лучший у Верхувена. И из линейки "Робокопов" - непревзойденный; вторая часть - уже не то, а третья лучше, но до первой все же не дотягивает.

Все же кино наводит на мысли о вреде дословного исполнения законов. Во-первых, это играет на руку явным уголовникам, а во-вторых, существуют откровенно преступные законы, что ярко показано на примере 4-й директивы.

А вы смотрели голландские фильмы Верховена?

Китти-вертихвостку и Черную книгу. Первая напомнила костюмную драму от БиБиСи, вторая - что-то по стандартной методичке об "ужасах войны". Так как-то всё...

Посмотрите "Турецкие наслаждения", "Солдат королевы" и "Заводные".
И конечно посмотрите "Она" - Верхувен умеет "правильно готовить" Юппер.

В СИНЕМАТЕКЕ есть похожая рецензия на "Звездный десант". Автор доказывает, что Верховен подсунул зрителям фашистскую агитку типа "Триумфа воли".

Спасибо, прочитаю.

Да, если в "Звёздном десанте" спорное второе дно, то здесь заметней и чётче посыл.

Спасибо за то, что читаете и комментируете!

Та не за что же)

Давно смотрел ЗД, но помню, что увидел там сатиру на агрессивную внешнюю политику США. И униформа доблестных капитанов подозрительно напоминает...

Спасибо за то, что напомнили о необходимости пересмотра ЗД.

Да, то что форма смахивает на нацистскую, общий милитарно-пропагандистский настрой - всё это заметно. Но меня в этой теме напрягало, что в целом посыл заключался в том, что все эти ребята хорошие, а жуки плохиши. Т.е. сатира то была, но она слишком спрятана за восхвалением политики США, как по мне.

  • 1