Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

"RoboCop" (1987)

Америка глазами иностранца

Немногие знают, что Пола Верховена вернее называть Паулем Верхувеном, потому что он голландец. Его выкинули из родного кинематографа за то, что режиссер периодически троллил кого не надо и показывал определенные социальные группы не в общественно принятом ключе. Переехав в Америку, Паул Верхувен снимает фантастический боевик «РобоКоп».

Когда я его смотрел в дошкольном и школьном детстве я наслаждался отличными перестрелками, харизматичными злодеями и закрученным сюжетом. Затем, когда я посмотрел «РобоКопа» в более зрелом возрасте, я начал видеть «второе дно» этого фильма. Тем не менее, для того, чтобы понять «второе дно» «Робокопа» нужно вернуться в ту эпоху.

Американские 1980е прошли под эгидой Рональда Рейгана. Рейгановская эпоха прошла под лозунгом возрождения традиционных американских ценностей, включая свободный рынок. Также эта эпоха характеризовалась оголтелым милитаризмом и попыткой милитаризации космоса (в том числе программа СОИ «Звездные войны»). И наконец 1980е – эпоха зарождения мыльных опер («Санта Барбара» и «Династия»).

Выпускник Лейденского университета Паул Верхувен явно не разделял взгляды Америки 1980х и у него чесались руки потроллить США.  Но режиссер уже обжегся на Родине, и он прекрасно понимал, что Мачеха будет еще менее терпима к иностранцу, поэтому уже Пол Верховен снял крутой боевик, вложив в него немного «двойного дна».

Режиссер перенес действие своего фильма в недалекое будущее, в котором уже давно «рынок сам себя отрегулировал». Огромным корпорациям уже отдали практически все, включая тюрьмы, армию и правоохранительную систему. В будущей корпоративной Америке всем заправляет понятие рентабельности, а гуманистические ценности кажутся навсегда забытыми.

Мир вокруг США также сошел с ума. В выпусках новостей описываются только войны, восстания и неудачные пуски нового космического оружия (привет программе СОИ «Звездные войны»). В самой Америке дела также далеки от радости, в особенности в бывшем индустриальном бастионе США – Детройте, - превращенном в Припять (как ни странно, режиссер верно угадал будущее этого города).

Также режиссер обстебал американскую культуру и точно подметил ее основные черты. Американцы в фильме Пола Верховена обожают тупые мыльные оперы и помешаны на оружии и насилии. Милитаризация 1980х годов также пустила свои корни, и будущие американцы играют в настольные игры, имитирующие ядерную войну.

В будущей Америке единственной пока рентабельной единицей является полиция, но уже начат процесс ее «рейдерского захвата». Главной целью корпоративных боссов является избавление от «пролетариев» (полицейских) и их замена автоматизированными единицами. Первый проект оказывается нерентабельным и на сцену выходит РобоКоп – бронированный киборг, строящий свою деятельность на 4 Директивах.

Поначалу РобоКоп мастерски расправляется с уличной преступностью, но через некоторое время он начинает «наступать на пятки» своим корпоративным боссам. И, самое главное – в нем начинает просыпаться его человеческая сущность. Полицейский Алекс Мерфи, живущий в броне РобоКопа, начинает испытывать горечь утраты от окончательной потери своей прошлой жизни и горит желанием расправиться с людьми, которые ее отняли.

В фигуре РобоКопа режиссер также следовал основному течению кинофантастики 1980х годов с ее упором на показ человекоподобных роботов или киборгов. Уже появились на экранах «Бегущий по лезвию», «Терминатор» и «Чужие». Но мне кажется, что Пол Верховен больше вдохновлялся «Бегущим по лезвию», чем «Терминатором», показав «больше человека, чем непосредственно человек». Ведь в этом негуманистичном мире только киборг, защищающий невинных и соблюдающий закон даже в отношении преступников, способен напомнить человечеству о ценности человеческой жизни.

В 1987 году Паулю Верхувену повезло, ибо американцы не поняли его стеба и дружно зааплодировали новому крутому боевику. Благодаря успеху «РобоКопа» Пол Верховен получает возможность продолжить свою американскую карьеру, но через восемь лет он опять «допрыгается».

Яндекс Дзен -
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/robokop-ssha-glazami-inostranca-5d6ad2f39515ee00ad0189ab
Tags: #1987, #США, #кино, #рецензии, 1987, Кино США, Пол Верховен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments