Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

"L'ora di religione (Il sorriso di mia madre)" (2002)

Уходи! Я сказал, уходи!

Просмотр «Генриха IV» пробудил мой интерес к творчеству Марко Беллоккьо. Я и раньше смотрел некоторые его фильмы и у меня даже есть старый отзыв на один из его фильмов, но теперь я могу пересмотреть фильмы Беллоккьо и взглянуть на них более зрелым взором. В том числе, эти слова могут быть применены и к «Улыбке моей матери (Час религии)».

Художник Эрнесто Пиччафуокко узнает, что Ватикан собирается причислить к лику святых его мать, которую он не любил и которая много лет назад была убита его безумным братом. Атеист Эрнесто скептически относится к данной инициативе, но его семья видит в канонизации матери шанс вернуться в высшие слои итальянского общества…

Семья Пиччафуокко – классический кинематографический пример буржуазной семьи, растерявшей все богатство и влияние, но ищущая возможность вернуть былое имя. Италия XXI века осталась католической страной и в Италии церковное признание может существенно повысить шансы на общественное признание.

На примере истории семьи Пиччафуокко режиссер рисует портрет людей, для которых вера – лишь средство добиться желаемого. Им никогда не было дела до матери Эрнесто, но теперь она может стать великой мученицей и они готовы использовать ее как бренд. Они готовы уговорить безумного родственника солгать ватиканской комиссии, чтобы получить возможность эксклюзивно распространять этот бренд.

С другой стороны, Эрнесто глубоко отвратительны все эти фальшивые потуги. Он атеист, но в отличие от своих «религиозных» родственников, Эрнесто сохранил в себе элементарную порядочность. Эрнесто воспринимает все происходящее как фарс, но он остается в меньшинстве. Но может быть происходящее позволит ему найти что-то общее со своей матерью.

Несмотря на едкую насмешку над семьей Пиччафуокко, режиссер не ставил своей целью обличить верующих людей в целом. Марко Беллоккьо насмехается только над теми, кто использует религию как оболочку для достижения своих лицемерных целей. Режиссер считает, что истинно верующие и атеисты могут мирно сосуществовать и обмениваться опытом.

Также этим фильмом режиссер подвел черту «свинцовым семидесятым» Италии. Они давно закончились, а те участники, которых не убили или не посадили на пожизненные сроки, отчаянно пытаются вернуться в общественную жизнь. И в семье Пиччафуокко также есть свои престарелые бывшие радикалы и они видят подарок судьбы в возможной канонизации матери Эрнесто.

А политическая жизнь Италии начала XXI века напоминает цирк. Те немногие, кого еще интересует «Как нам обустроить Италию» выглядят как дешевые клоуны. Чтобы показать это, режиссер вводит в сюжет графа Буллу – истового карикатурного монархиста, вызывающего оскорбивших его людей на дуэль, но неспособного сделать что-нибудь более существенное.

Подводя итог, нужно сказать, что с помощью тонкой иронии Марко Беллоккьо больно уколол своих соотечественников, но этот фильм будет понятен жителям многих стран. Рекомендую и вам поскорее ознакомиться с творчеством этого талантливого режиссера.
Tags: #2002, #италия, #кино, #рецензии, 2002, Кино Италии, Марко Беллоккьо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment