Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Citizen Kane" (1941)
dm_bondarenko
Опьянение властью

В 1941 году Орсон Уэллс снял свой первый фильм – «Гражданин Кейн». Когда газетный магнат Уильям Рэндольф Херст услышал о содержании этого фильма, то он объявил личную войну против Орсона Уэллса. Его газеты бойкотировали фильм, ему удалось успешно надавить на владельцев ряда кинотеатров, но он не достиг своей основной цели – окончательно уничтожить «Гражданина Кейна».

Читая подобные отклики на «Гражданина Кейна», понимаешь, что этот фильм обладает определенными качествами. Несмотря на это, «Гражданин Кейн» имеет одно большое «но» - он вышел в 1941 году и для современного зрителя мог вполне утратить свои качества. Но подтвердить или опровергнуть этот тезис можно только посмотрев «Гражданина Кейна». Поэтому я решил пересмотреть «Гражданина Кейна», ибо в последний раз я его смотрел в 2006 году.

Все помнят одну известную фразу «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой», которую большинство считает лозунгом для всех СМИ. И действительно, СМИ могут объявить войну или мир, кризис или процветание, поддержать или уничтожить. До появления телевидения и Интернета основным СМИ были газеты и поэтому «Гражданин Кейн» был фильмом именно про газетчика.

Главный герой фильма – Чарльз Фостер Кейн, - быстро понял, что настоящая власть лежит не в финансах или промышленности, а в возможности контролировать печатное слово. В этой связи он берет под свой контроль прогоревшую газету и перестраивает ее работу в соответствии со своими представлениями – «быстрее, жестче и безжалостнее». Благодаря этому Кейну удается поворачивать американскую жизнь в нужное ему русло, начиная с объявления Испано-американской войны 1898 года.

Этот первый успех кружит голову Чарльза Фостера Кейна и он продолжает свой поход. Поначалу у него все получается и он даже женится на племяннице Президента США. Получив под свой контроль общественное мнение, главный герой устремляется в политику, но он забывает, что любое новое оружие может быть легко использовано против его создателя.

Именно в этот момент зритель может понять основный смысл фильма, который снимался не только для показа роли СМИ, а в основном для показа мыслей автора о власти, абсолютной власти, опьянении властью, потери власти и иллюзии власти. Власть есть во множестве сфер и проявлений. При этом власть во СМИ сильнее, чем даже политическая, потому что именно эта власть может позволить неограниченно давать или отбирать практически во всех сферах жизни.

Чарльз Фостер Кейн всю жизнь стремился именно к такой власти. Поначалу он прикрывается лозунгами социальной справедливости и защиты прав граждан, но по мере приобретения дополнительной власти начинают проявляться истинные черты главного героя. И у него нет раба, который мог бы напомнить господину, что он всего лишь смертный.

Власть – сильнейший наркотик и если ты более не можешь получить именно этот наркотик, то отчаянно начинаешь искать аналогичную замену. Именно это пытается осуществить Чарльз Фостер Кейн в сюжетной линии со своей второй женой Сьюзан, но именно в этот момент его власть достигает своего лимита и он более не может изменить факты в свою пользу.

Власть, о которой мечтает Чарльз Фостер Кейн, характеризуется следующим словом – тирания. Любой тиран доходит до следующего закономерного конца – чтобы сохранить власть, ему придется уничтожить всех друзей, врагов и соратников, и в конце концов тиран останется один. Но поскольку тирания Чарльза Фостера Кейна иллюзорна, то ему только остается в одиночестве предаваться мыслям в своем аляповатом замке Занаду.

Таким образом, несмотря на свой год выхода, тематика «Гражданина Кейна» не утратила своей актуальности. Конечно, нужно поменять декорации, но вопросы фильма могут быть использованы и в сегодняшних условиях. Если вы не смотрели этот фильм, то срочно посмотрите. Рекомендую посмотреть «Гражданина Кейна» в паре с «Людвигом».

  • 1
Да, про власть, про тиранию - всё верно. И всё-таки фильм не укладывается полностью в социальную тематику. Я "Гражданина Кейна" всегда смотрю едва ли не как детективный триллер (условный ракурс!). Rosebud... Когда эти горящие в топке детские саночки показывают под конец фильма, у меня мурашки пробегают по спине (не фигура речи!). Люди, - хочется обратиться ко всем второстепенным персонажам картины, - вы ничего так и не знали об этом человеке по-настоящему! И теперь уже точно не узнаете! У каждого из нас есть свой "rosebud", о котором не расскажешь даже близкому человеку. Хочу обратить внимание на "ключ" в самом начале и самом конце фильма. Вывеска "No trespassing". Когда мы видим ее в первых кадрах - это банальное предупреждение о частной собственности. Когда мы видим ее в последних кадрах - тут нечто другое: предупреждение о закрытой чужой душе ("потемки"), куда ходу никому нет по объективным причинам.

Я кстати тоже подумал о потемках, но решил сосредоточить свой отзыв на другом аспекте фильма.
Но спасибо за хороший комментарий.

"Гражданина Кейна" я смотрела, сто лет назад ;о)
еще в "старые добрые времена (тм)", тогда сама идея независимых СМИ, влияющих на общественное мнение, казалась необычной и захватывающей ("Вся президентская рать" была позже ;о). не знаю, как сейчас показался бы фильм, но пересматривать пожалуй не буду, а вот "Лювига" (Висконти, с Хельмутом Бергером ;о) пожалуй попробую пересмотреть - несколько лет назад его показывали по ТВ Культуре, но толком посмотреть как-то не получилось.

А "Гибель богов" будете пересматривать?

ну уж нет! как и "20 век" Бертолуччи ;о)
"Людвиг" - он такой... стильный, его даже левые взгляды режиссера не смогли испортить ;о)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account