Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Desordre" (1986)
dm_bondarenko
Дебютный полнометражный фильм Оливье Ассаяса

Я давно хотел посмотреть ранние фильмы Оливье Ассаяса, но я очень плохо знаю французский язык и мне нужны хотя бы английские субтитры. Но удача улыбнулась мне в прошлое воскресенье – я нашел релиз «Беспорядка» с русскими субтитрами. Несмотря на это, просмотр пришлось отложить до сегодня.

Члены парижской панк-группы Иван, Анна и Анри отчаянно нуждаются в хороших музыкальных инструментах и решаются на ограбление магазина. В ходе ограбления они сталкиваются с хозяином магазина и случайно его убивают. Им удается незаметно ускользнуть с места преступления, но что будет дальше – неизвестно…

В год выхода фильма – 1986, - среди молодых французских режиссеров (включая Люка Бессона) господствовала идеология Cinema du look – приоритет формы над содержанием, зрелищности над повествованием. Следуя этой парадигме, в 1985 году Люк Бессон прогремел с «Подземкой». Но Оливье Ассаяс не стал вливаться в модное течение и снял фильм с четким сюжетом и повествованием.

Благодаря этому фильм только выиграл – персонажи получились похожими на живых людей и простому зрителю, в особенности молодому, намного проще идентифицировать себя с героями. Оливье Ассаяс сосредоточил свое внимание на внутренних переживаниях героев, ставших невольными соучастниками тяжкого преступления. Каждый из героев по-своему переживает соучастие в убийстве и как в большинстве случаев самой хладнокровной оказывается женщина.

Во многих интервью Оливье Ассаяс говорил о своем восхищении энергетикой панк-рока и неудивительно, что он посвятил свой дебютный полнометражный фильм парижской панк-сцене 1980х годов. По ходу фильма режиссер переносит зрителя в культовые для панков города – Лондон и Нью-Йорк, показывая злоключения панк-группы. Вроде бы у группы есть шанс на успех, но этот шанс призрачен и скорее всего достанется самым неожиданным персонажам.

Как и в «Холодной воде», режиссер далек от стереотипа о «маргинализированной современной молодежи из неблагополучных семей». В одной из сцен, когда герой фильма пытается тайком украсть немного денег у отца, он случайно сталкивается с мудрым и понимающим родителем, который предлагает сыну необходимые деньги для покупки музыкальных инструментов.

Возвращаясь к панк-року, Оливье Ассаяс говорил, что настоящее панк-движение длилось несколько лет – с 1976 по 1978 год. В 1986 году, по большому счету панк-сцена стала одним из общественно принятых способов молодежного бунта, и после этого почти все молодые люди вернуться к добропорядочным общественным ролям. Именно это и происходит с большинством героев фильма. Кто-то грезит о возвращении в музыку, но утерянные возможности никогда не возвращаются.

Эта роль панк-сцены полностью соответствует ситуационистской концепции «рекуперации» - поглощение «спектаклем» бунтарской идеи и превращением ее в безопасный товар. По мнению режиссера, общество 1980х годов – это общество рекуперации и он мастерски рисует его портрет. Он считает, что убийство – лишь запал, послуживший основанием для возвращения большинства героев в общество.

Есть такая поговорка «Первый блин комом», но она иногда дает сбой. И дебютный фильм Оливье Ассаяса стал одним из этих «сбоев». Режиссер снял интересный фильм о преступлении и наказании, музыке, взрослении и утраченных возможностях. Нужно отдельно поблагодарить переводчика субтитров за использование во всех сценах правильной лексики.

Если вы любите Оливье Ассаяса, то не пропустите этот фильм.

  • 1
Можно ль с этого фильма начинать знакомство с творчеством данного режиссера?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account