Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Enrico IV" (1984)
dm_bondarenko
Хождение в Каноссу

Честно признаюсь, что я не читал пьесу Луиджи Пиранделло «Генрих IV», экранизацией которой является одноименный фильм Марко Беллоккьо. Но я давно хотел посмотреть этот фильм, потому что я очень люблю фильмы с Марчелло Мастроянни. Также Марко Беллоккьо не так хорошо известен среднестатистическому киноману, как иные более известные итальянские режиссеры, но это не делает его фильмы недостойными внимания.

Двадцать лет назад, в одной итальянской провинции проходил ежегодный средневековый карнавал. Все проходит обычно, пока с лошади не падает один итальянский аристократ. Затем вечером, во время банкета этот итальянский аристократ рушит столы и прогоняет музыкантов, провозглашая себя императором Священной Римской империи Генрихом IV. В течение двадцати лет в фамильном замке аристократа разыгрывается 1077 год – год отлучения Генриха IV от церкви. В один день в замок прибывает психиатр, бывшая возлюбленная аристократа и ее дочь. Они хотят попытаться вернуть аристократа в реальную жизнь…

Нужно отметить, что в результате объединения Италии положение дворянства оказалось незавидным – оно было потеснено более успешными простолюдинами. Еще один гроб в гвоздь дворянства вбило их сотрудничество с фашистами – фашисты формально сохранили дворянство, но относились к нему пренебрежительно. А после войны сотрудничество с фашистами послужило еще одним основанием для отстранения дворянства от каких-либо значимых мест в политической и общественной жизни Италии.

Оставшиеся дворяне воспринимались населением и власть имущими в качестве смешных пережитков прошлого. Те дворяне, которые умудрились сохранить семейное состояние имели возможность запереться в фамильных замках и предаваться инфантильным мечтам о возвращении в героическое и славное прошлое. Одним из подобных эпизодов являлся ежегодный карнавал в одной итальянской провинции, где разыгрывались события XI века в Священной Римской империи.

Благодаря падению с лошади главный герой фильма получает полный карт-бланш на реализацию своих инфантильных фантазий – он теперь сумасшедший и все должны потакать его инсценировке двора Генриха IV в 1077 году. 1077 год играл особую роль в истории средневековой европейской монархии – именно в этом году состоялось хождение в Каноссу, ознаменовавшая победу папства над монархией.

В фильме безумный аристократ разыгрывал события 1077 года исключительно до момента вхождения униженного монарха в дворец папы Григория VII. Одной из метафор, включенной режиссером в хождение в Каноссу является метафора взросления и расставания с иллюзиями («Сколько еще мне может быть 26 лет?»), но это непосильно инфантильному аристократу. Он втайне мечтает, что папа придет к нему и признает его абсолютную власть, но этого не будет ни в реальной, ни в иллюзорной жизни.

Кроме насмешки над аристократией, фильм имеет иное значение – это насмешка над современной режиссеру Италией. Римская империя занимает ум и воображение множества людей: от клеителей танчиков до диванных критиков (включая меня). История знает множество примеров попытки возродить Римскую империю, включая вышеупомянутую Священную Римскую империю, но все эти попытки оканчивались провалом.

Италия занимает в этих попытках особое место. Именно на территории Италии когда-то располагались ключевые города Римской империи и каждый год миллионы туристов тратят миллиарды евро, чтобы прикоснуться к останкам былой имперской славы. При этом в начале XX века Бенито Муссолини также попытался провозгласить возрождение Римской империи, но первоначально он стал младшим партнером и клоуном в Оси. Позднее, потерпев множество жестоких и унизительных поражений, он был свергнут своими соратниками, а затем и казнен своими соотечественниками.

Именно после 1945 года Италия окончательно превратилась в туристическую Мекку, разыгрывающую перед зрителями картины славного прошлого, но не имеющей никакой возможности вернуться к Империи в реальной жизни. А если Италия попытается снова играть мускулами, то она быстро получит щелчок по носу от соседствующих простолюдинов и снова вернется к своему имперско-бутафорскому маскараду.

Вот такую неприглядную картину аристократии и соотечественников иронично рисует Марко Беллоккьо. Рисунок получился богатым и ярким благодаря прекрасной игре Марчелло Мастроянни, Клаудии Кардинале и всех остальных актеров. Также необходимо отметить отличную музыку Астора Пьяцоллы. Я искал этот фильм более 10 лет и мои потуги были полностью вознаграждены удовольствием от просмотра фильма.

Постарайтесь и вы найти этот фильм, вы не пожалеете!

  • 1
Я писал об этом фильме и Пиранделло не слишком давно

https://bit-pitt.livejournal.com/19279.html

Спасибо, а как Вам моя писанина?

Мне сложно судить, что сейчас смотрит среднестатистический киноман в плане киноклассики, но думаю вы правы, вряд ли Белоккио слишком популярен(
Хотя он и не самый интересный мне режиссер, но совсем обойти его фильмы думаю, что все же нельзя.
Пьеса (и фильм), на мой взгляд, в первую очередь философская, что ли), тут на первом месте тема того, чем человек является на самом деле и кем он представляется окружающим. Эта одна из основных тем Пиранделло и думаю, вам также будет интересна снятая примерно в это же время экранизация романа "Покойный Маттиа Паскаль" с тем Мастроянни (http://www.imdb.com/title/tt0089057/?ref_=nm_flmg_act_26), она давно была переведена на русский, не знаю осталась ли раздача на рутрекере. И очень интересна версия с Иваном Мозжухиным (http://www.imdb.com/title/tt0015801/?ref_=nm_flmg_wr_167)

Спасибо за информацию. Обязательно постараюсь посмотреть указанные Вами фильмы.

А прочитать Пиранделло? Он не очень легко читается, особенно по началу, но потом может захватить, ИМХО

Смотрел, но ничего не помню. Только немного Мастрояни. Не самый увлекательный фильм Беллоккьо.

Я хочу посмотреть у Беллоккьо "Во имя отца".

Это отличный фильм. Красочный и веселый.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account