?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"La Caduta degli dei" (1969)
dm_bondarenko
Личная мораль мертва

Лукино Висконти говорил следующее о «Гибели богов»: «Я делаю фильм для поколений, не знающих что такое нацизм. Я выбрал момент зарождения нацизма в Германии, чтобы рассказать историю насилия и животного стремления к власти». Я купил диск с этим фильмом еще в 2006 году (восьмой класс) и естественно в том возрасте этот фильм был мне непонятен. Но я периодически пересматривал его и потихоньку начинал вникать в его суть.

27 февраля 1933 года Адольф Гитлер уже чуть меньше месяца является рейхсканцлером Германии. Но смена власти пока не может потревожить покоя в фамильном замке промышленников фон Эссенбеков, ведь именно в этот день празднуется очередной день рождения патриарха – барона Иоахима фон Эссенбека. Поначалу все идет как запланировано, но в этот же день начинается пожар Рейхстага и кто-то убивает старого барона…

Как всем известно, первоначально Адольф Гитлер возглавлял т.н. «коалиционное» правительство при рейхспрезиденте Пауле фон Гинденбурге. Поэтому в течение первого года своего правления Гитлер еще был не полностью всесильным, но он активно маневрировал для достижения своей конечной власти – абсолютной власти. И действие фильма происходит в первый год правления Гитлера.

Для показа постепенной дезинтеграции старой Германии режиссер концентрирует свое внимание на старой прусской аристократической семье фон Эссенбек. В начале фильма еще жив патриарх семьи – старый барон, - олицетворяющий старую Пруссию, имеющую невысокое мнение о «богемском ефрейторе». Но старый барон всегда руководствовался интересами концерна и он вынужден «выбросить кость» нацистам и назначить функционера СА Константина в качестве вице-президента концерна, сместив оппозиционно настроенного Герберта.

Но нацистам недостаточно «одной кости», они хотят заполучить себе весь концерн (Германию). В фильме в роли центральной фигуры нацисткой партии выступает хитроумный и расчетливый гауптштурмфюрер СС Ашенбах, ставший кукловодом всех событий фильма. Поначалу он организовывает убийство старого барона, чтобы стравить различные группировки семьи фон Эссенбек. Но этого пока недостаточно, чтобы заполучить контроль, а нацисты пока не могут позволить себе действовать «нахрапом».

В диктатуре успеха добиваются самые бесчестные и беспринципные люди, независимо от их социального происхождения. Поэтому поначалу Ашенбах делает ставку на амбициозного простолюдина Фридриха Брукмана и проталкивает последнего на пост президента концерна. Фридрих, подталкиваемый своей любовницей Софи фон Эссенбек, пытается вести самостоятельную игру и совершает роковую ошибку – думает, что сможет подмять под себя  нацистов.

Но диктатору не нужны равные соратники, способные мыслить самостоятельно и имеющие возможность объединиться и свергнуть диктатора. Диктатуре нужны безличные и разобщенные исполнители, которые могут быть в любой момент уничтожены и заменены на другие безликие фигуры. А те фигуры, которые возомнят себя соратниками, будут уничтожены в первую очередь.

Как известно нацисты объявили Фридриха Ницше своим философом. Солдатам Вермахта раздавали копии «Так говорил Заратустра», а сестра философа объявила Гитлера воплощением ницшеанского сверхчеловека. Но настоящее учение Ницше было далеко от национал-социалистического движения, просто отдельные его фрагменты были умело выдернуты из контекста.

В качестве идеального нацистского «сверхчеловека, стоящего за гранью Добра и Зла» выступает внук старого барона – Мартин. Мартин снедаем множеством комплексов психического и сексуального характера, которые он вынужден прятать в старой Германии. Но смена власти в Германии позволяет Мартину занять центральное место на сцене и перед нами предстанет не воспитанный аристократ, а больной психопат.

Именно такие, как Мартин, нужны нацистской диктатуре. Именно такие, как Мартин, готовы пожертвовать чем угодно, чтобы удовлетворить свои истинные желания. Если они получат способ удовлетворить свои желания, они будут по-собачьи преданы власти и будут готовы совершить любую гнусность для своего хозяина и покровителя. И именно про них напишут книги и снимут фильмы и именно их будут помнить в качестве главных садистов и палачей.

Символично, что по мере усиления роли Мартина происходит консолидация власти нацистов в Германии. Одной из ключевых сцен фильм является «Ночь длинных ножей» - расправа нацистов со своими соратниками. А вскоре после этой расправы умирает фельдмаршал Гинденбург и уже больше ничто не удерживает Гитлера на его пути к абсолютной власти в Германии.

2 августа 1934 года во всей Германии «погасли огни» и новое руководство начало подготовку к тотальному пожару в Европе и Мире. И Мартин займет свое место среди множества исполнителей воли фюрера.

Лукино Висконти снял потрясающий фильм о зарождении нацизма и гибели старой Европы. Этот фильм нужно постоянно пересматривать, чтобы открывать для себя новые грани. Рекомендую посмотреть этот фильм в паре с «Мефисто» Сабо.

  • 1
В прочитанной в прошлом году книге о Висконти есть такое его высказывание:
"Я хотел, чтобы действие происходило в Германии, ибо я собирался рассказать о нацизме, и этот фон здесь весьма важен. Но фильм не является чисто историческим он стал чем-то большим. Наступает момент, когда персонажи становятся почти символами, и таким образом это уже не фильм об истории зарождения нацизма... В любом случае я никогда и не стремился снять исторический фильм"
Думаю, что вы читали об истории создания этого фильма, первоначальный синопсис и окончательный вариант, из которого убрали исторические эпизоды (как и из Людвига, кстати). В свое время интересовался историей нацизма, что-то читал и смотрел, но этот фильм всегда воспринимал, в первую очередь, как очередную его историю распада семьи, которая стала символом эпохи, попыткой культурологического анализа этого времени и желания выявить причины этого кошмара. Еще меня завораживало откровенное влияние на эту картину самых разных его любимых книг и авторов и их смешение здесь с историческими событиями немецкой истории в четкий сюжет.

Я собираюсь скоро прочитать книгу про Висконти.

Спасибо за комментарий.

Видимо, это тот случай, когда творец создает новую реальность, а не изображает уже существующую.
На самом-то деле это старые немецкие промышленники привели к власти нацистов, толкнули их на развязывание мировой войны, а потом кинули своих незадачливых партнеров - да еще и выставили себя в роли невинных жертв (увеличив предварительно свои капиталы на порядки порядков за счет военных заказов и дармовой рабочей силы).
Но посмотреть на альтернативную версию, конечно, будет забавно.

Я знаю про это, но Висконти не претендует на историчность.
И он как никто другой знал подноготную аристократии, ведь он был дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.

  • 1