?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"HHH – Un portrait de Hou Hsiao-Hsien" (1997)
dm_bondarenko
Тайвань

В 1970-1980х годах, параллельно съемкам короткометражных фильмов, Оливье Ассаяс также работал критиком в Cahiers du Cinéma. В данном журнале он стал одним из первых западных кинокритиков, обративших внимание аудитории на кино таких регионов, как Тайвань и Гонконг. Еще в начале 1980х годов режиссер ездил на Тайвань и в Гонконг и в 1984 году Cahiers du Cinema выпустила специальный тематический выпуск, посвященный новому азиатскому кино.

Во многих интервью, Оливье Ассаяс говорил о своем восхищении азиатским кино и он даже снял Мэгги Чунг в роли самой себя в «Ирме Веп». В 1997 году французский режиссер снял для французского телевидения документальный фильм про тайваньского режиссера Хоу Сяосяня. Честно скажу, до сегодняшнего дня я ни разу слышал о нем. Но не суть…

Оливье Ассаяс построил свое повествование на основе его совместной поездки с режиссером по местам его детства, юности и съемочным местам. Параллельно рассказам о творчестве, режиссер просвещает западного телезрителя об историческом пути острова, волей судеб оказавшимся политически оторванным от материкового Китая. В конце XIX века Тайвань была оккупирована Японией, затем сразу после Второй мировой войны остров был ненадолго возвращен Китаю, но затем он был оккупирован Чан Кайши, организовавшим китайское правительство в изгнании.

После прихода коммунистов к власти в основной части Китая, на остров хлынул поток беженцев. В результате этого на острове сложился пестрый национальный состав, выросло число смешанных браков, но Гоминьдан ввел военное положение и начал политику принудительной китаизации острова. В том числе, под негласным запретом оказалась тайваньская культура. Именно в этой культурно-политической среде начал творить Хоу Сяосянь.

В своем эссе «Пост-майское взросление. Письмо к Алисе Деборд» Оливье Ассаяс написал о решающем влиянии ситуационизма на его личностное и профессиональное развитие. Этот документальный фильм можно рассматривать как очень интересное упражнение в применении ситуационистских идей в контексте тайваньского кино и Тайваня в целом. Одним из ключевых понятий ситуационистской философии является понятие спектакля – общественных отношений между людьми, опосредованных образами (одно из многих определений).

В данном контексте Тайвань представляет из себя интересный пример – остров, находящийся неподалеку от концентрированного (тоталитарного) китайского спектакля, но политически чуть более приближенный к распыленному (западному) спектаклю. Благодаря этому тайваньские кинематографисты имели большую свободу творить и рассказывать об истории родного острова, используя поначалу эзопов язык.

В 1980е годы политический режим острова смягчился и режиссеры получили большую творческую свободу. Благодаря этому на Западе заговорили о «Новой азиатской волне». В это же время Хоу Сяосянь переквалифицировался из сценаристов в кинорежиссеры и, совместно с иными талантливыми тайванцами, начал творить. В 1989 году фильм Хоу Сяосяня получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля и его творчество получило признание со стороны потенциальных инвесторов.

По мнению тайваньского режиссера данное признание несло в себе не только положительные черты – западные зрители и критики воспринимали их кино как интересную экзотику и ожидали постоянного появления новых шедевров. Ряд тайваньских режиссеров даже смогли попасть на Запад, но там они оказались лишь «репрезентациями» (иная категория ситуационизма Дебора – ряженый образ, полностью зависящий от  текущей роли, и являющийся отображением исключительно банальности).

В свою очередь, на момент съемок документального фильма (1997 год) на сцену вышла иная разрушительная сила – глобализация, - отображение интегрированного спектакля (иная тематика некоторых фильмов Оливье Ассаяса). Глобализация стирает практически все настоящие культурно-этнические различия. Более того, после 1989 года Тайвань оказывается все под большим и большим культурным влиянием Китая, а на рынке последнего господствуют американские и гонконгские фильмы.

Именно в этой атмосфере глобализации Хоу Сяосянь пытается сохранить самобытное тайваньское кино. Получится это у него или нет – я не знаю, поскольку вообще не разбираюсь в истории азиатского кино. Несмотря на свою безграмотность, я смог оценить прекрасную работу Оливье Ассаяса, снявшего умный документальный фильм, уважительно показавший западному зрителю незнакомую культуру.

Если вы интересуетесь азиатским кино или творчеством Оливье Ассаяса – рекомендую посмотреть.