?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Happy End" (2017)
dm_bondarenko
Конец фильма, конец жизни

Михаэль Ханеке уже снял фильм о семейном кризисе («Седьмой континент»), об эскалации подросткового насилия («Видео Бенни»), о садизме («Забавные игры»), о неспособности любить («Пианистка») и о потаенном чувстве вины («Скрытое»). На первый взгляд, кажется, что в своем новом фильме Михаэль Ханеке решил включить все тематики своих предыдущих картин (как минимум тех, которые я посмотрел).

«Хэппи-энд» показывает жизнь состоятельной французской семьи Лоранов, проживающих в Кале, недалеко от лагеря беженцев. Среди представителей семьи Лоранов есть и дети, и подростки, и юные, и взрослые, и пожилые…

Несмотря на кажущееся единство, связи в семье давно и бесповоротно нарушены. Самый старый представитель семьи мечтает о быстрой и безболезненной смерти, его дочь пытается спасти компанию и найти замену своему непутевому сыну, ее брат занят своими проблемами в личной жизни, а самая младшая представительница семьи Лоранов уже совершает попытку самоубийства.

Как уже было написано выше, Михаэль Ханеке в 1992 году уже снял фильм об эскалации подросткового насилия – «Видео Бенни». Но нужно сделать важную поправку – тот фильм был снят в эпоху видео, еще до массового появления Интернета. В настоящий момент в мире царит эпоха Интернета, сделавшая насилие еще более доступным и деперсонализированным.

Михаэль Ханеке начинает повествование через призму взгляда тринадцатилетней Евы – дитя эпохи «Интернета». Для нее все происходящее в жизни – всего лишь контент, снимаемый на камеру Айфона и сопровождаемый едкими комментариями. Благодаря Интернету, она рано познакомилась с насилием, поэтому для нее любое насильственное действие равносильно съемке популярного клипа, нацеленного на сбор «лайков».

Тринадцатилетняя Ева не понимает своего отца, ее отец не понимает своего отца, его сестра неспособна понять своего сына. Иной центральной тематикой фильмов Михаэля Ханеке является отчуждение и она не обошла стороной и этот фильм. Каждый из членов семьи Лоранов живет своей отдельной жизнью, неспособный понять ни ближнего, ни зачастую самого себя.

Иной центральной тематикой фильма является смерть, довлеющая над самым старшим и самым младшим членом семьи Лоранов. Самый старший член семьи Лоранов – Жорж, - мечтает о быстрой смерти, которую ему никто не может дать. В сюжетной линии Жоржа режиссер ставит важный вопрос об этичности эвтаназии, но он предлагает самому зрителю ответить на этот вопрос.

При этом семья Лоранов, как и европейское общество в целом, отгородилось от происходящего в мире. По мнению Михаэля Ханеке, европейское общество создало вокруг себя вакуум, через который не может проникнуть ничто постороннее, а все плохие новости попадают только через СМИ. А беженцы, заполнившие европейские города, являются лишь бледными тенями на европейском небосклоне, неспособными привлечь к себе серьезное внимание со стороны большинства европейцев.

Мировая критика приняла «Хэппи-энд» более прохладно, чем предыдущие работы Михаэля Ханеке. Мне кажется данный прохладный прием обусловлен сменой режиссерской тактики – если ранее Михаэль Ханеке предпочитал бить зрителя дубиной, то в этот раз он уколол зрителя иголкой, но в самое больное место. Если вы интересуетесь авторским кино, то не пропустите эту тихую историю об отчуждении, боли и отчаянии современного человека.

И может быть кто-то из героев получил в конце фильма свой «хэппи-энд», но ответ на данный вопрос зависит от Ваших морально-этических взглядов.