Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Nel regno di Napoli" (1978)
dm_bondarenko
Воздушные замки и реальные перспективы

После «Пилота бомбардировщика», издание Австрийского музея кино содержало второй диск с фильмом «В королевстве Неаполя». После своеобразного «Пилота бомбардировщика» я ожидал еще один подобный фильм. Какого же было мое удивление, когда я увидел стандартный, с описательной точки зрения, фильм. Но это никоим образом не делает его хуже.

Действие фильма начинается в 1943 году, когда антифашистское сопротивление начало свою активную деятельность на территории Неаполя. Примерно в это же время в семье бедного неаполитанца рождается дочь Виттория, а чуть позже сын Массимо. Фильм охватывает тридцать лет из жизни этой бедной неаполитанской семьи и их ближайших знакомых…

В этот раз Вернер Шретер снял портрет послевоенного Неаполя. Режиссер использовал в своей постановке непрофессиональных актеров, как и в раннем послевоенном итальянском кино. Но между «Пилотом бомбардировщика» и послевоенным итальянским кино есть одно существенное различие – совершенно иной портрет левых политических сил.

Судя по всему, режиссер не питал никакой симпатии ни к какому политическому движению. Христианские демократы показаны как циничные и расчетливые люди, использующие бедный люд в качестве рабочего скота. В свою очередь, коммунисты показаны как сборище бессильных клоунов, неспособных серьезно повлиять на жизнь в послевоенной Италии, кроме как запретить ввоз в Италию жизненно важного антибиотика.

Рядовые члены коммунистической партии – Массимо и его отец, - также показаны бессильными и неспособными что-либо изменить ни в своей жизни, ни в жизни окружающих. При этом коммунистическая партия также не чурается использовать людей и выбрасывать их как мусор, затыкая рот людишек какой-нибудь жалкой подачкой. В целом, режиссер, в отличие от итальянского неореализма, не идеализирует бедняков и показывает их обычными людьми с соответствующим набором недостатков.

Как и в «Пилоте бомбардировщика», Вернер Шретер показал фактическую несменяемость государственного режима. Конечно, в отличие от Германии, итальянский ранний послевоенный период прошел с меньшими разрушениями и с меньшим политическим прессингом со стороны держав-победительниц. Но все глобальные политические события никоим образом не могут затронуть или изменить жизнь простых бедных неаполитанцев. Поэтому смена годов, сопровождаемая комментарием к значимым политическим событиям, носит ироничный характер – Джон Кеннеди не вытащит неаполитанцев из нищеты.

По мнению режиссера, насильственные методы борьбы также не принесут никаких изменений – каждый убитый рабочий или активист коммунистической партии является лишь легкозаменяемым винтиком в аппарате. Также никакого результата не принесут забастовки, легко разгоняемые полицией. И при демократии, и при диктатуре люди остаются для государства легкозаменяемым мусором.

При этом режиссер оставляет своим героям возможность выхода из круга нищеты – через тяжелый и упорный труд. По мнению режиссера на это способны только женщины, пока мужчины заняты «диванной политикой». Выход из круга нищеты символизирован в сюжетной линии Виттории, отказавшейся от ремесла проститутки, но нашедшая в себе силы заняться самообразованием и получить перспективную легальную работу.

Но надолго ли можно вырваться из круга нищеты? Режиссер предлагает зрителю самому найти ответ на этот вопрос. Вернер Шретер снял реалистичную и пессимистичную картину, которую имеет смысл посмотреть и задуматься над ее посланием. Рекомендую посмотреть в паре с «Отвратительные, грязные, злые» - итальянским фильмом о бедняках, также не соответствующим тогдашней парадигме итальянского кино.

  • 1
с каких-то сложных вещей вы начинаете знакомство со Шрётером, то есть для адекватного восприятия малопопулярных его опусов, наверно стоит начать с чего-нибудь эпического, мощного, колоссального, как, например, Смерть Марии Малибран. Ещё вы, кажется, "Пианистку" Ханеке давеча смотрели? Перед Австрией:) С "Пианисткой" хорошо сочетается шрётеровская "Малина", тоже с Юппер. Юппер Ханеке и Юппер Шрётера похожи, как две капли воды.

Я купил двухдисковое издание с этими фильмами, поэтому с них и начал.
"Пианистку" я пересматривал перед Австрией.
Спасибо за наводку на "Малину"- обожаю Изабель Юппер.

"купил" это я поняла) Это хорошо, что в австрийских музеях кино столь редкие вещи водятся. А я Юппер скорее уважаю, она может сделать из любого фильма ФИИИЛЬМ. А вот Шрётера - обожаю. С итальянцами отчего-то у меня он никогда не сравнивался, пожалуй, больше с американским авангардом параллелей..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account