Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

"Ludwig" (1973)

Откройте дверь

Каждый из нас встречал человека, который опоздал родиться. У каждого из нас бывают мысли о том, что хочется перенестись в прошлое и побывать на концерте Pink Floyd (у кого-то иные мечты). Но большинство из нас – небогатые и невлиятельные люди, которые практически ничего не могут сделать, чтобы вернуться в прошлое. А что будет, если подобный человек получит власть?

Людвиг II Баварский был именно человеком, опоздавшим родиться – он родился в канун «железного XX века», хотя ему надо было родиться в Италии в период ранней Римской Империи или Ренессанса. Придя к власти он хочет стать очередным «королем-солнце», привлечь к своему двору самые блестящие умы, преобразить облик Мюнхена. Первым делом он хочет разыскать Рихарда Вагнера и привлечь его в качестве придворного композитора…

Людвиг II Баварский начинал еще в качестве монарха независимой Баварии, но не за горами час, когда его королевство войдет в состав Германской Империи. Но первые годы у него еще есть остатки реальной власти, которая вскоре превратиться в иллюзию, как и вся жизнь Людвига. Он абсолютно не интересуется реальной политикой, Людвиг хочет запомниться как меценат, а не завоеватель. Но его эксцентричность готовы терпеть до поры до времени, но как только Людвиг зайдет за рамки иллюзии, он сразу получит жесткий удар от своего окружения.

Высшие люди, которые восхищают Людвига, также не оправдывают его ожиданий. Великий Рихард Вагнер оказался алчным и желчным стариком, только желающим поживиться за счет молодого и наивного короля. Людвиг охотно спонсирует композитора, погашает его долги и финансирует грандиозную премьеру «Тристана», которая не находит должного отклика у зрителей. И как только Людвиг выходит за пределы иллюзии – Рихарда Вагнера отсылают прочь.

Людвиг II Баварский и Елизавета Австрийская – две потерянные души, запертые в золотой клетке, но Сисси нашла свое убежище в цинизме и путешествиях. Она прекрасно понимают свою вторичность в рамках происходящего тектонического исторического сдвига и ей остается только роль наблюдателя. Людвиг II Баварский беззаветно влюблен в Сисси, но она уже замужем и не может и не хочет променять императора Австрийского на чудаковатого кузена.

Большинство людей, испытавших жестокий удар судьбы, замыкаются в себе и пытаются воссоздать свою комфортную зону. Людвиг II Баварский решает построить свою собственную грандиозную «платоновскую пещеру». Он строит шикарные замки, выглядящие как дешевые парки аттракционов, приглашает актеров, заставляя их постоянно перевоплощаться в героев любимых пьес и опер. Людвиг надеется, что его иллюзорный мир рано или поздно возобладает над жестокой реальностью, но эскапизм никогда не помогал в реальном мире.

Совсем скоро по всему миру начнут строить оружейные заводы, а правителей будут интересовать новые виды винтовок и иных способов массового убийства неприятеля, а не замки и оперные театры. В новом акте мировой истории не найдется места для романтичного и чудаковатого идеалиста, поэтому в конце акта, именуемого XIX веком, он должен уйти. И никто не вспомнит о нем, разве что по иронии судьбы те замки, которыми он разорил казну, станут одним из главных источников дохода для Баварии.

Лукино Висконти снял потрясающее полотно о постепенной дезинтеграции последнего монарха-романтика Европы. Я смотрел этот фильм восемь лет назад, а «Гибель богов» я смотрел 10 лет назад. Нужно вернуться к творчеству Лукино Висконти, чтобы сравнить впечатления. Рекомендую посмотреть «Людвига» в паре с «Последним императором».
Tags: #рецензии, 1973, Кино Италии, Лукино Висконти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments