?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Ludwig" (1973)
dm_bondarenko
Откройте дверь

Каждый из нас встречал человека, который опоздал родиться. У каждого из нас бывают мысли о том, что хочется перенестись в прошлое и побывать на концерте Pink Floyd (у кого-то иные мечты). Но большинство из нас – небогатые и невлиятельные люди, которые практически ничего не могут сделать, чтобы вернуться в прошлое. А что будет, если подобный человек получит власть?

Людвиг II Баварский был именно человеком, опоздавшим родиться – он родился в канун «железного XX века», хотя ему надо было родиться в Италии в период ранней Римской Империи или Ренессанса. Придя к власти он хочет стать очередным «королем-солнце», привлечь к своему двору самые блестящие умы, преобразить облик Мюнхена. Первым делом он хочет разыскать Рихарда Вагнера и привлечь его в качестве придворного композитора…

Людвиг II Баварский начинал еще в качестве монарха независимой Баварии, но не за горами час, когда его королевство войдет в состав Германской Империи. Но первые годы у него еще есть остатки реальной власти, которая вскоре превратиться в иллюзию, как и вся жизнь Людвига. Он абсолютно не интересуется реальной политикой, Людвиг хочет запомниться как меценат, а не завоеватель. Но его эксцентричность готовы терпеть до поры до времени, но как только Людвиг зайдет за рамки иллюзии, он сразу получит жесткий удар от своего окружения.

Высшие люди, которые восхищают Людвига, также не оправдывают его ожиданий. Великий Рихард Вагнер оказался алчным и желчным стариком, только желающим поживиться за счет молодого и наивного короля. Людвиг охотно спонсирует композитора, погашает его долги и финансирует грандиозную премьеру «Тристана», которая не находит должного отклика у зрителей. И как только Людвиг выходит за пределы иллюзии – Рихарда Вагнера отсылают прочь.

Людвиг II Баварский и Елизавета Австрийская – две потерянные души, запертые в золотой клетке, но Сисси нашла свое убежище в цинизме и путешествиях. Она прекрасно понимают свою вторичность в рамках происходящего тектонического исторического сдвига и ей остается только роль наблюдателя. Людвиг II Баварский беззаветно влюблен в Сисси, но она уже замужем и не может и не хочет променять императора Австрийского на чудаковатого кузена.

Большинство людей, испытавших жестокий удар судьбы, замыкаются в себе и пытаются воссоздать свою комфортную зону. Людвиг II Баварский решает построить свою собственную грандиозную «платоновскую пещеру». Он строит шикарные замки, выглядящие как дешевые парки аттракционов, приглашает актеров, заставляя их постоянно перевоплощаться в героев любимых пьес и опер. Людвиг надеется, что его иллюзорный мир рано или поздно возобладает над жестокой реальностью, но эскапизм никогда не помогал в реальном мире.

Совсем скоро по всему миру начнут строить оружейные заводы, а правителей будут интересовать новые виды винтовок и иных способов массового убийства неприятеля, а не замки и оперные театры. В новом акте мировой истории не найдется места для романтичного и чудаковатого идеалиста, поэтому в конце акта, именуемого XIX веком, он должен уйти. И никто не вспомнит о нем, разве что по иронии судьбы те замки, которыми он разорил казну, станут одним из главных источников дохода для Баварии.

Лукино Висконти снял потрясающее полотно о постепенной дезинтеграции последнего монарха-романтика Европы. Я смотрел этот фильм восемь лет назад, а «Гибель богов» я смотрел 10 лет назад. Нужно вернуться к творчеству Лукино Висконти, чтобы сравнить впечатления. Рекомендую посмотреть «Людвига» в паре с «Последним императором».

  • 1
Я бы взял для публикации в СИНЕМАТЕКЕ эту рецензию, чтобы подискутировать там, но предпочитаю не гонять по френдленте только что опубликованные рецензии. Поэтому выскажусь здесь.
Я еще под рецензией на "Карнавал" в СИНЕМАТЕКЕ высказался по поводу двух видов идеализма:
Здесь смешивается идеализм, замешанный на киногрезах, с идеализмом, в основе которого лежит гуманизм, вера в человека. Второй вид идеализма не зависит от того, соответствует жизненная ситуация сюжету фильма или нет. Как писал Франкл, "Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать."
Это сказал человек, выживший в немецких концлагерях, поэтому его никак нельзя заподозрить в идеализации окружающего мира.

Ваше противопоставление Людвига идущим ему на смену людям железной эпохи мне тоже кажется ошибочным. Именно оторванность таких как Людвиг от реальности привели Европу к Первой мировой войне. Нацисты в этом смысле мало чем отличались от Людвига. И сегодня, когда правящая элита опять начинает представлять себя полубогами, угроза очередной всемирной катастрофы возрастает.

Что касается реальности, то здесь также нужно иметь в виду, что у трусливого, глупого и слабовольного человека она выглядит по другому, чем у смелого, умного и волевого.


Edited at 2017-09-16 10:29 am (UTC)

Спасибо за Ваши комментарии! Переписка с Вами поможет расширить мой кругозор.

я его прекрасно помню по книге "Безумные правители" или как-то так. У него ж вроде психика того была

Я если честно не читал ни одной книги о нем, но судя по Интернету он был человеком, который жил только в своих фантазиях.

насколько я понимаю этот как раз тот самый Людвиг который воздвиг Нойшвайнштейн

ну да, тогда вроде у него там что-то с психикой было.

Рекомендую посмотреть этот фильм.

ага, уже добавил в избранное Тем более там Роми Шнайдер - поди Сиси играет

Да.

Воспоминания Анджея Жулавского о Роми Шнайдер:

"Несколько иную сторону актерско-звездной медали представляла собой несчастная и прекрасная Роми Шнайдер. Без нее я вообще бы не сделал карьеры на Западе, или, по крайней мере не так быстро. И хотя признаюсь, что не очень люблю фильм, который мы сделали вместе – на мой вкус, он был слишком мещанским и нелепым – меня утешает то, что уже в течение многих лет он непрерывно идет в каком-то кинотеатре Парижа, и я могу, если захочу, пойти и увидеть живую Роми. Ибо она не играла, а жила. Была несчастной и измученной тиранической матерью, вероломным любовником, наивным выбором партнеров и исповедников, но чем больше выпадало на ее долю невзгод и испытаний, тем чувствительней, человечней, откровенней становилась она. Хотела только счастья, а получала новый удар. И сама того не ведая, готовила его для себя. Звезды нечасто сжигают свое сердце, гораздо чаще их сердце превращается в черную дыру, поглощающую любой свет. Богатая Роми, любимица всей Европы, была настолько бедной, что предпочитала спать на раскладной кровати на полу в моей крохотной квартирке, чем в своем особняке в Париже. Она искренне подружилась с Малгожатой и нашим маленьким сыном, и на протяжении многих лет носила на шее крестик, который ей подарила Малгожата. Она была обречена на плохую жизнь и хорошие роли. Была часто пьяна и несносна, как Збышек Цыбульский. Писала письма, звонила среди ночи и напрашивалась в гости, и умерла еще молодой, подорванная смертью сына, алкоголем и мужчинами, разбитая и умеющая играть всё. Она отдавала всё, ибо желала добра другим. Разница в том, что из «моих» актрис, ни Изабель, ни Малгожата, ни Валери не желали добра другим, только себе."

отличный текст

Да, и вообще Анджей Жулавски - один из самых моих любимых режиссеров.
Altereos даже польстил мне и назвал меня "главным ЖЖ-экспертом по творчеству Анджея Жулавски".

  • 1