Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Der Bomberpilot" (1970)
dm_bondarenko
Кабаре для новых хозяев

В Австрийском музее кино есть замечательный книжный магазин, где я купил книгу про Оливье Ассаяса, эссе Оливье Ассаяса и диск с несколькими фильмами Вернера Шретера – «Пилот бомбардировщика» (1970) и «В королевстве Неаполя» (1978). Честно скажу вам, что до сегодняшнего дня не смотрел ни одного фильма Вернера Шретера, а только читал хвалебные отзывы Райнера Вернера Фассбиндера. Но я всегда стараюсь расширить свои кинематографические горизонты.

Фильм повествует о трех эксцентричных немках, когда-то блиставших на кабаре-сцене Третьего Рейха. Затем их трио распадается в связи с болезнью одной из девушек и они находят себе обычную работу. После окончания войны трио воссоединяется и у них рождается план покорить США со своей новой программой, сочетающей нацистскую эстетику и современные веяния равенства и феминизма.

Вернер Шретер снял сатирический портрет послевоенной Германии. В его концепции три немки олицетворяют из себя Германию. В Третьем Рейхе их кабаре олицетворяло из себя национал-социалистическую идеологию, затем во время войны людям стало не до развлечений и идеология потеряла всяческую развлекательную направленность. После войны Германия пытается замазать свое прошлое, облачив его в новое одеяние.

Новая Германия пытается произвести впечатление на новых хозяев – американцев. При этом на территории США немцы являются лишь одними из мигрантов, которые могут быть выгнаны в любой момент, что и происходит. Послевоенные немцы низведены до состояния клоунов для новых хозяев, а американский пилот бомбардировщика может в любой момент овладеть любой немецкой женщиной.

Послевоенное кабаре Германии символизирует попытку замазать свое прошлое, ибо никто не хочет жить с огромным грузом вины и ответственности. Немцы не отказались от своей прежней идеологии, они лишь «обернули» ее в фантик равенства и феминизма, но «начинка» осталась прежней.

Повествовательная манера Вернера Шретера понравится далеко не каждому – частые закадровые комментарии героинь заставляют постоянно концентрировать свое внимание, а игнорирование общепринятых исторических условностей (в частности, вставка кадров США и Германии 1960 годов) будет кого-то раздражать. Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, рекомендую Вам попробовать ознакомиться с творчеством этого режиссера – оно своеобразное, но острое и талантливое.


  • 1
"Немцы не отказались от своей прежней идеологии, они лишь «обернули» ее в фантик равенства и феминизма, но «начинка» осталась прежней".

Из книги Уильяма Ширера "Взлет и падение третьего рейха": "И тем не менее, возвратившись той же осенью (1945 года) в Германию, я почти не встречал немцев, осуждавших Гитлера".

Это нормально с точки зрения психологии. Ненормально "жить с огромным грузом вины и ответственности".

Начал смотреть с Вашей подачи Ассаяса. Спасибо за ликбез, я даже имени такого не знал раньше. Чем-то по интонации напоминает другого француза, Чань Ань Хунга, хотя тот вьетнамец конечно, но кино снимает стопроцентно французское.
А они оба – Алена Рене.

Не за что!
В Австрийском музее кино купил две книги про Ассаяса (одна - сборник его эссе).
https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t34.0-12/21553160_10214313639097451_1201166997_n.jpg?oh=971920b878346603d4017724b0059f01&oe=59B7ED58

записал, спасибо

  • 1
?

Log in

No account? Create an account