Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

"Der Bomberpilot" (1970)

Кабаре для новых хозяев

В Австрийском музее кино есть замечательный книжный магазин, где я купил книгу про Оливье Ассаяса, эссе Оливье Ассаяса и диск с несколькими фильмами Вернера Шретера – «Пилот бомбардировщика» (1970) и «В королевстве Неаполя» (1978). Честно скажу вам, что до сегодняшнего дня не смотрел ни одного фильма Вернера Шретера, а только читал хвалебные отзывы Райнера Вернера Фассбиндера. Но я всегда стараюсь расширить свои кинематографические горизонты.

Фильм повествует о трех эксцентричных немках, когда-то блиставших на кабаре-сцене Третьего Рейха. Затем их трио распадается в связи с болезнью одной из девушек и они находят себе обычную работу. После окончания войны трио воссоединяется и у них рождается план покорить США со своей новой программой, сочетающей нацистскую эстетику и современные веяния равенства и феминизма.

Вернер Шретер снял сатирический портрет послевоенной Германии. В его концепции три немки олицетворяют из себя Германию. В Третьем Рейхе их кабаре олицетворяло из себя национал-социалистическую идеологию, затем во время войны людям стало не до развлечений и идеология потеряла всяческую развлекательную направленность. После войны Германия пытается замазать свое прошлое, облачив его в новое одеяние.

Новая Германия пытается произвести впечатление на новых хозяев – американцев. При этом на территории США немцы являются лишь одними из мигрантов, которые могут быть выгнаны в любой момент, что и происходит. Послевоенные немцы низведены до состояния клоунов для новых хозяев, а американский пилот бомбардировщика может в любой момент овладеть любой немецкой женщиной.

Послевоенное кабаре Германии символизирует попытку замазать свое прошлое, ибо никто не хочет жить с огромным грузом вины и ответственности. Немцы не отказались от своей прежней идеологии, они лишь «обернули» ее в фантик равенства и феминизма, но «начинка» осталась прежней.

Повествовательная манера Вернера Шретера понравится далеко не каждому – частые закадровые комментарии героинь заставляют постоянно концентрировать свое внимание, а игнорирование общепринятых исторических условностей (в частности, вставка кадров США и Германии 1960 годов) будет кого-то раздражать. Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, рекомендую Вам попробовать ознакомиться с творчеством этого режиссера – оно своеобразное, но острое и талантливое.

Tags: #рецензии, 1970, Вернер Шретер, Кино Германии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments