?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"La Pianiste" (2001)
dm_bondarenko
Неспособность любить

Я знаю, что хвастать нехорошо, но в понедельник я лечу в отпуск в Австрию. Перед отпуском захотелось посмотреть чего-нибудь австрийского. Я долго ломал голову и остановился на «Пианистке». Этот фильм нельзя назвать полностью австрийским, но это экранизация австрийского романа (который я не понял в 19 лет, надо перечитать), снятый австрийским режиссером.

Некоторые книги (например, Чехов) и некоторые фильмы нужно смотреть только после обретения некоего жизненного опыта. В первый раз я посмотрел «Пианистку» в 18 лет и ничего не понял. Затем я его посмотрел в 22 года, когда целенаправленно смотрел все фильмы с Юппер, и понял чуть-чуть больше. В 25 лет я уже понял его намного больше. Примерно такая же история у меня была с «Чайкой» А.П. Чехова.

Зимой я прочитал книгу Эриха Фромма «Искусство любить». Пересмотрев сегодня «Пианистку» у меня сразу возникли аналогии с этой книгой. В предисловии к русскому изданию «Искусству любить» переводчик написал, что «любовь – это не чувство, легкодоступное любому человеку независимо от степени его зрелости». Непосредственно сам автор написал: «Глубочайшая потребность человека, таким образом, это потребность преодолеть свою отчужденность и выбраться из тюрьмы одиночества».

Эта проблема преследовала человечество на всех исторических этапах, а сейчас данная проблема стала еще более гипертрофированной. Два главных героя «Пианистки» - Эрика и Вальтер, - являются одними из тех множества людей, который не смогли развить в себе способность любви. Причины для этого различны.

С одной стороны, Эрика – профессор, выращенная деспотичной матерью и имеющая ложные садомазохистские наклонности. Она никогда не имела возможности ощутить настоящую любовь к себе и ее единственной отдушиной остается только тайное посещение сексшопов и автостоянок, чтобы понаблюдать за актами физической любви. Но в ней остается рудиментарная способность любить другого, погребенная грузом многочисленных психологических проблем.

В один момент она замечает молодого студента Вальтера и влюбляется в него с первого взгляда. Внутри нее идет борьба между внутренними демонами и потребностью любить. Она постоянно пытается оттолкнуть Вальтера, поскольку боится раствориться в нем и «взглянуть на себя в зеркало». На некоторое время любовь берет вверх, но не слишком ли поздно для этого?

С другой стороны, Вальтер является обычным смазливым юношей, которому понравилась женщина постарше и воспринимающим это как очередную игру. Поначалу его забавляет чудаковатость Эрики и он охотно готов играть в ее игры, поскольку в любой момент он может ее бросить и найти себе другую.

Когда он полноценно сталкивается с психологическими проблема Эрики, ему надоедает эта игра. Следуя терминологии Фрома у Вальтера отсутствуют базовые элементы любви – забота, ответственность, уважение и понимание. Он не способен «читать между строк»  и понять как его на самом деле любит Эрика. Он предпочтет «уйти, хлопнув дверью» и переключиться на очередной объект, оставив Эрику полностью разбитой.

Такая ситуация была, есть и будет иметь место между людьми во все исторические эпохи, но, конечно, чаще всего она будет иметь менее гипертрофированный вид, чем в «Пианистке». Одной из ключевых тематик фильмов Михаэля Ханеке является отчуждение. В этом фильме он показал отчуждение на более бытовом уровне, чем в своих ранних работах. Но это делает «Пианистку» не менее страшной и актуальной, чем, допустим, «Видео Бенни».

Посмотрите этот фильм и я Вам настоятельно рекомендую прочитать книгу Эриха Фромма «Искусство любить» - она никогда не устареет. В данном отзыве я постарался отойти от привычных трактовок этого фильма и написать только свои мысли. Получилось это или нет – решать Вам. Надеюсь, Вы найдете мои потуги достойными для изучения.

  • 1
отличная рецензия. после нее захотелось посмотреть фильм, хотя к Ханеке я равнодушна.

Хорошего вам отпуска!

  • 1