Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
House of cards, 1990.
dm_bondarenko

Nothing lasts forever. Even the longest, the most glittering reign must come to an end someday.

Когда этот четырехсерийный фильм вышел на экраны Великобритании 25 ноября 1990 года, оставалось только три дня до отставки Маргарет Тэтчер. Уже сказал 13 ноября 1990 года свою знаменитую речь подающий в отставку Заместитель Премьер-Министра Джеффри Хау про евроскептицизм премьер-министра: «It is rather like sending your opening batsmen to the crease only for them to find the moment that the first balls are bowled that their bats have been broken before the game by the team captain». Уже прошли 20 ноября 1990 года выборы лидера партии, где Тэтчер не хватило четырех голосов, чтобы иметь 15% преимущество в голосах над Майклом Хеселтайном и 22 ноября премьер-министра сняла себя со второго тура. Да и сама книга, по которой сняли фильм, была написана в 1989 году, когда под Тэтчер начал «шататься трон» из-за отставки Канцлера Казначейства Найджела Лоусона и начала рецессии ранних 1990х годов. Так что этот фильм получился на «злобу дня».

Действие этого фильма начинается после отставки Маргарет Тэтчер и новых выборов лидера Консервативной Партии. В первые же минуты вводится в действие протагонист – член парламента Франсис Уркхарт, который занимает в правительстве должность главного парламентского организатора (по англ. Chief Whip), не имеющего амбиций стать лидером партии («Me? Well, I'm just a backroom boy.  I'm the Chief Whip. Merely a functionary. I keep the troops in line. I put a bit of stick about. I make them jump») и помогающего одному из кандидатов Генри Коллиндрижу выиграть выборы и стать новым премьер-министру. После выигранных парламентских выборов Уркхарт приезжает к премьер-министру, рассчитывая на высокий пост в правительстве, но премьер-министр отказывает ему, мотивируя это опытом «британской Ночи длинных ножей» (в июле 1962 Гарольд Макмиллан, также премьер министр от Консервативной партии, отправил в отставку большую часть своего кабинета и через год сам ушел в отставку). И тогда Уркхарт, подталкиваемый своей женой, начал свою многоходовую комбинацию имеющей цель сместить Коллинриджа с поста и самому стать премьер-министром, обойдя всех конкурентов.

Но с момента отставки Тэтчер фильм уже является художественным, это никаким образом не фильм о реальном политике (как например «Никсон» Оливера Стоуна, «Великий Шарль» Бернара Стора), это политический триллер. И это идет ему на пользу, так как сценаристы не обременены необходимостью воссоздавать реальные личности. Авторы намеренно создали совершенно новых персонажей, в которых нет ничего общего с реальными членами правительства того времени.

И персонажи получились великолепные. Необходимо начать с Франсиса Уркхарта, прекрасно сыгранного театральным актером Яном Ричардсоном. Он во всех деталях показал внешне скромного и порядочного главного парламентского организатора (как сказал про него один из героев: «But the odd thing about Francis Urquhart, is that he'd never stab you in the back, however much he disliked you»), но на самом деле расчищающего себе путь к трону любыми средствами, в частности манипулируя влюбленной в него молодой журналисткой Мэтти Сторин и заставляя рекламного агента Роджера О'Нила выполнять за него грязную работу. Также отлично использован театральный прием «разрушения четвертой стены» главным, например едкие комментарии главного героя насчет других персонажей и событий: «Patrick Woolton: a lout, a lecher, a racist, an anti-Semite, and a bully».

Другие персонажи также получились яркими: жена Уркхарта, которая играет роль леди Макбет в событиях фильма. Образы всех министров и второстепенных персонажей детально проработаны: скользкий Майкл Сэмуэлс, мнящий себя новым Уильямом Питтом, грубый и неотесанный Патрик Вултон, слабый Генри Коллинридж, кокаинист Роджер О'Нил, страдающая Комплексом Электры Мэтти Сторин и другие.

Нужно отметить работу художника по декорациям, детально воссоздавшего интерьеры Вестминстерского дворца, дома 10 на Даунинг-стрит и прочие, связанные с британской политикой места.

Подводя итог хочется сказать что получился прекрасный политический триллер, черпающий истоки из «Ричарда III» и частично из «Макбета» Шекспира и который стоит посмотреть только ради прекрасной британской речи актеров.

10 из 10.


?

Log in

No account? Create an account