Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Après mai" (2012)
dm_bondarenko
Запрещать запрещено

В своем интервью онлайн-изданию A.V. Оливье Ассаяс вспоминал про свои школьные годы в 1970е годы. Как он говорил: «Раньше, когда ты учился в старшей школе или был подростком, то ты должен был принадлежать к определенному политическому движению – троцкист, коммунист, маоист, либертарианец или кто-то иной». По его словам, все ждали революции и обсуждали вектор ее развития – будет ли он сталинским, троцкистким, анархистским, маоистским или каким-либо иным?

До 2012 года Оливье Ассаяс снял два отличных фильма (из всех увиденных мной) про 1970е – «Холодная вода» и «Карлос». В 2012 году Оливье Ассаяс решил снова вернуться к тематике 1970х и снимает «Что-то воздухе» (хотя более правильный перевод – «После мая»). Как и «Холодная вода», «Что-то в воздухе» показывает начало 1970х через школьников.

Вроде бы после «Красного мая 1968 года» жизнь поменялась – президент де Голль ушел в отставку, требования рабочих были удовлетворены. Также 1968 год оказал влияние на школьников. В 1971 году радикализация школьников никоим образом не идет на убыль. Ученики одного из парижских лицеев участвуют в издании левацкой газеты, рисуют граффити на стенах школы и пытаются просветить рабочих о классовой борьбе.

С нескрываемой иронией режиссер показывает напыщенные дискуссии о мелкобуржуазности, революционном киноязыке и правдивости/лживости школьного революционного движения. Также молодые радикалы убеждены в репрессивности французского государства и намеренном очернении китайской Культурной революции. Несмотря на их мысли, буржуазное государство поступило наиболее мудро – оно позволило подросткам перебеситься.

Мне кажется, что режиссер полностью разделял точку зрения французской коммунистической партии о том, что радикализм студентов закончится «когда придет их время управлять папочкиной фирмой». Первую половину фильма герои хулиганят, ездят в другие страны, чтобы приобщиться к восточной культуре или познакомиться с итальянскими товарищами. Они полностью убеждены в искренности своих действий и побуждений.

Несмотря на это героям придется повзрослеть и попытаться найти свой путь в жизни. Кто-то уйдет в журналистику, кто-то в искусство, кто-то «останется в детстве». Но с того момента, как они вернуться домой или начнут работать, они позабудут о своем радикализме. Примерно тоже самое произошло и в реальной жизни – самые фанатичные ушли в террористические группировки, но большинство молодых радикалов снова интегрировалась в презренное социалистическое общество.

Вообще, мне кажется, что западные страны поступили очень мудро со своими леваками – они не стали их репрессировать, они дали им перебеситься. Благодаря этому их контркультура была со времен поглощена обществом, а большинство из них стали почтенными членами общества.

Умение смеяться над собой – похвальная черта и Оливье Ассаяс показал нам, что он также не чужд этому навыку. Он снял очередной интересный ностальгический и пессимистичный фильм. Надо перечитать «Общество спектакля» Ги Дебора, ибо просмотр «Что-то в воздухе» вызывал ассоциации именно с этой книгой.

P.S. Вы можете подумать, что автору лет 40, но мне только 25.


  • 1
это замечательно:)

Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account