Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
Уроки режиссуры от Анджея Жулавски
dm_bondarenko
Оригинал - http://www.talkhouse.com/what-andrzej-zulawski-taught-me-about-filmmaking/. Перевод выполнен собственноручно.

Николас Бухриф – режиссер «Сделано во Франции», - рассказывает нам о советах покойного Анджея Жулавски, полученных им в 1980х.

Когда я был 21-летним журналистом, я повстречал франко-польского автора «Одержимой» Анджея Жулавски. Мы познакомились на съемках «Публичной женщины». Затем я присутствовал на съемках «Шальной любви» и написал о них несколько статей. После этого, я продолжил свое знакомством с Анджеем Жулавски, и последний меня нанимал на различные должности: персональный помощник и помощник директора по кастингу (Maladie d’Amour), документалист (Celle qui danse – байопик о Жанне Д’Арк) и соавтор сценария ((L’Archer). Если вы не слышали об этих фильмах, то это потому что ни один из них не был снят, некоторые из них были остановлены через несколько съемочных дней.

Несмотря на это, моя совместная работа с Анджеем Жулавским принесла большую пользу для моей будущей карьеры сценариста-режиссера, ибо Анджей Жулавски никогда не скупился на советы. В начале свой карьеры, Анджей Жулавски работал в качестве ассистента Анджея Вайды и последний оказал влияние на его становление как кинорежиссера.

За все время нашего знакомства, Анджей Жулавски дал мне много советов, которые я использовал для съемок своего дебютного фильма, и которые не утратили своей актуальности. Ниже я привел 10 советов, которым необходимо следовать любому начинающему режиссеру.

1. Первый сценарий пишется не с использованием головы, а с использованием ягодиц. Другими словами – если вы не будете проводить каждое утро за монитором, то вы никогда не напишете сценарий. Не бойтесь тех дней, когда вы не напишете ни одного слова и будете смотреть в пустой экран. Этот тот момент, когда «те, кто снизу» начинают работу в вашем подсознании (цитируя Стивена Кинга). Помните, что «те, кто снизу» скоро принесут вам отличные идеи.

2. В тот день, когда вы начинаете работу над вашим первым сценарием не забывайте думать о том, что даже Кубрик и Спилберг – карлики. Иначе их гений задавит вас и вы не напишете даже 10 страниц. Ваша киномания – палка о двух концах, но она должна использоваться для создания своего мира, а не для бесконечных сомнений.

3. После того, как вы познакомились, никогда не забывайте веселить вашего продюсера. Продюсеры часто являются одними из самых одиноких и депрессивных людей в киноискусстве, даже по сравнении с актерами.

4. Несмотря на навыки и опыт вашей съемочной группы, в особенности оператора, вы являетесь их работодателем. Не бойтесь конфликта, если он необходим/неизбежен. В конце концов режиссера – очень индивидуалистичное ремесло, в особенности, если фильм провалится в прокате.

5. Никогда не показывайте съемочной группе свои сомнения. Это создаст вакуум, который может быть использован другими, чтобы отдавать команды вместо режиссера или навязываться с советами. С другой стороны, если на съемках царит спокойная атмосфера, то всегда выслушивайте предложения членов съемочной группы.

6. Всегда начинайте съемки с панорамной сцены (например, сцена автомобильной погони). Это позволит сработаться съемочной группы еще до начала работы с актерами. В ином случае, вам придется много раз переснимать сцены с актерами или вырезать их при монтаже.

7. Когда на съемочной площадке ничего не ладится, то снимайте актеров. Крупный план хорошего актера сэкономит много денег при монтаже. Например, если у вас нет средств, чтобы прилично снять сцену боксерского поединка, где неудачника избивает его оппонент, лучше сделайте крупный план девушки неудачника, смотрящей на его избиение.

8. Если актер причиняет трудности во время репетиций и вы не можете его уволить, то в первый день снимайте его со спины. Скорее всего, это его успокоит. Если он продолжает создавать проблемы, то поговорите с ним наедине. Если и это не поможет, то расскажите съемочной группе о его капризах.

9. Никогда не просите актеров изобразить две противоположные идеи (например, «изобрази желание и ненависть в одно и тоже время»). Это повлечет неудовлетворительный результат. Поэтому всегда просите актеров изобразить эмоцию или чувство, но не идею.

10. Всегда снимайте каждый фильм, как будто он ваш последний. Ибо вы никогда не сможете предсказать свое будущее.

?

Log in

No account? Create an account