?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Iluminacja", 1973
dm_bondarenko
Иллюминация – это не состояние экстаза, это интенсификация мысли. И чтобы добиться этого состояния, необходима лишь безупречная чистота сердца

Жизнь каждого из нас продиктована выбором. Кому-то выбор навязывают, кто-то идет на компромисс с самим собой или с окружающим, а кто-то более удачлив и в состоянии самостоятельно сделать выбор. Вся наша жизнь состоит из развилок, ступив на которые, чаще всего, невозможно повернуть обратно. Кшиштоф Занусси снял в 1973 году «Иллюминацию» - фильм о развилках.

Франтишек Ратман поступает на физико-математический факультет Варшавского университета. Он ведет обычную студенческую жизнь, но знакомится с Малгожатой. Беременность Малгожаты заставляет молодого человека взять академический отпуск и устроится на работу. Франтишек может вернуться к обучению, но в его голову закладываются сомнения о своей специальности…

Фильм начинается с рассуждения пожилого философа о понятии «иллюминации» и способах ее достижения (см. сокращенную цитату в эпиграфе). Этот фильм показывает поиски главным героем своей личной «иллюминации». В отличие от Витольда из «Константы», Франтишек показан обычным человеком, не имеющим стойкой жизненной позиции.

В молодости Кшиштоф Занусси учился какое-то время на физическом факультете, поэтому в двух увиденных мной фильмах Зануссии присутствует тематика точных наук. В «Иллюминации» физика показана в качестве частично ошибочного выбора личной «иллюминации» Франтишека – он пошел изучать физику, чтобы всегда иметь дело только с определенными вещами. Но цитируя одну известную поговорку: «нет никаких точных вещей, кроме смерти и налогов».

Несмотря на общепринятое декларирование физики, как точной науки, в ней, как и в любой сфере жизни и науки, есть множество неопределенных вещей. Начиная с выбора специализации, местом физики в современной жизни, ответственности за некоторые открытия, отпущенном сроке для достижения высот – ничто не позволит воспользоваться мнимым костылем определенности.

Кшиштоф Занусси напоминает зрителю о том, что у каждого человека кроме профессиональной, есть и личная сфера жизни, и именно в ней люди чаще всего натыкаются на развилки. Неожиданная беременность Малгожаты полностью ломает костыль определенности Франтишека и заставляет его сделать первый серьезный выбор. Получив впервые в жизни настоящую ответственность, Франтишек находится в раздумье – вернуться ли к науке или начать трудовую деятельность? На этой развилке он видит множество возможных вариантов развития своей дальнейшей жизни. В один момент он даже видит возможность полностью отдалиться от внешнего мира и стать отшельником.

Иной тематикой данного фильма является смерть, приходящая неожиданно. Большинство из нас любят откладывать важные решения на потом, думая, что у нас еще осталось много времени. Кшиштоф Занусси не согласен с этим, поскольку умереть можно и в 20 лет, и в любой иной возраст. Поэтому, по мнению режиссера, нельзя пытаться «пребывать в прострации», ибо жизнь может оборваться в любую минуту.

В конце концов, Франтишек сделает выбор, но только достиг ли он «иллюминации»? Кшиштоф Занусси считает, что на этот вопрос должен ответить не он, а сам зритель. Как и «Константа», «Иллюминация» получилась фильмом, вопросы которого никогда не утратят своей актуальности. Рекомендую посмотреть «Иллюминацию» в паре со «Случаем» Кшиштофа Кесьлевского.
 

  • 1
Я по специальности экономист-теоретик, но самостоятельно много изучал философию. С 2007 года я начал открывать для себя немецкого философа Эдмунда Гуссерля и его трансцедентальную феноменологию. А в прошлом году посмотрел фильм "Структура кристалла", где заметил критику Декарта как раз с позиции трансцедентальной феноменологии Гуссерля. Я, кажется, уже давал Вам ссылку на свою рецензию на этот фильм под названием "Картезианские размышления Кшиштофа Занусси". "Картезианские размышления" - это основной труд Эдмунда Гуссерля. А недавно узнал из интервью режиссера, что в университете Кракова ему преподавал ученик Гуссерля - Ингарден. Вот такая иллюминация.

Я к сожалению, в философии не силен, но старательно восполняю этот пробел.
Спасибо за дополнение.

Многие фильмы, о которых Вы пишите, - это своего рода наглядная философия. Иногда это дискурс, контекст, манера съемки, а иногда, как в случае с Занусси, явное обращение к философским мыслям.

Согласен с Вами, но я пока это понимаю только на интуитивном уровне.

В философии, по большому счету, только этот уровень и доступен. Привычное понимание здесь не годится. В этом деле важно не бояться не понимать, потому что философия переформатирует мышление, а не предлагает очередную прикладную программу с удобным интерфейсом. В новом формате старые программы могут просто не работать.

Спасибо.
А как вы относитесь к Анджею Жулавскому?

Я пока что его фильмы не смотрел. Мне бы пока с Занусси разобраться до конца. Вашему поколению крупно повезло - вы в одном клике от любого шедевра мирового кинематографа. Мне в Ваши годы приходилось ездить на другой конец города, чтобы посмотреть что-то стоящее. А многие советские фильмы, снятые в шестидесятые, я начал открывать для себя только сейчас. Смотрю их и думаю о той виртуальной реальности, в которой выросло мое поколение.

Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА


https://cinemathequelv.blogspot.com/2017/07/1973.html

  • 1