?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Kanal", 1957
dm_bondarenko
И память о нас будет жить в веках…

1 сентября 1939 года Нацистская Германия напала на Польшу. Несмотря на героическое сопротивление, Польша была покорена. Для Польши оккупация обернулась пятью годами боли и страданий. К концу 1944 года гитлеровцы были потеснены по всем фронтам, и в Варшаве началось знаменитое Восстание.

В 1957 году Анджей Вайда получает возможность снять фильм о Варшавском восстании и он не упустил возможности запечатлеть подвиг своих соотечественников. Действие фильма начинается в последние дни Восстания – 25 сентября 1944 года. Группа солдат Армии Крайовой, под командованием поручика Задры, пытается покинуть центр Варшавы через канализационные каналы…

Есть множество расхожих стереотипов о поляках – что они медлительные, что они никого не любят, что они не могут объединяться, что они являются только источником дешевой рабочей силы. Еще в 1938 году, Польша аннексировала у Чехословакии   Тешинскую область за что получила прозвище «Шакала Европы».

Через год Польша жестоко за это поплатилась, но война позволила проявить полякам героизм. Анджей Вайда специально начал повествование в самом конце Восстания, когда группировка Армии Крайовой в Варшаве была практически уничтожена и выжившие солдаты пытаются вырваться из окруженной Варшавы.

Анджей Вайда наделяет каждого персонажа фильма своими уникальными чертами, среди героев есть романтики, циники, умные, глупые, честные и лживые, но все они объединены одной целью – показать врагу и миру свой героизм. Единственным способом сбежать из окружения стала канализация.

Анджей Вайда изображает канализацию как метафору скорой смерти, которая вскоре настигнет большинство участников Варшавского восстания. Канализация предстает перед зрителем, как лабиринт, полный ловушек и ложных выходов. Но, несмотря на это, отряд поручика Задры отчаянно пытается вырваться обратно на поверхность.

Даже в аду – канализации у людей остается возможность любить и быть любимыми, что демонстрируется на основе нескольких сюжетных линий. Даже ожесточенные войной люди могут потерять смысл жизни из-за любви или попытаться дотащить тяжелораненного возлюбленного до поверхности.

Варшавское восстание обвиняют в неорганизованности, практической нецелесообразности и желанием показать «фигу» Советскому Союзу. Но для непосредственных участников это стало возможность показать миру героизм польской нации и даже противоборствующая сторона признала героизм восставших. Именно о простых участниках восстания, обессмертивших невероятными подвигами своего имя, Анджей Вайда снял свой фильм.

Хоть даже кинокритики говорят, что поздний Анджей Вайда был уже не тот (я не могу ничего сказать – я не смотрел его последних фильмов), но только этого фильма достаточно для того, чтобы последующие поколения говорили об Анджее Вайде. Не говоря уже о том, что Анджей Вайда дал дорогу множеству талантливых режиссеров, включая моего любимого Анджея Жулавского.

В истории Второй мировой войны были нации, не отличившиеся особым героизмом, но были и те, кто неожиданно для всех показали чудеса героизма. К последним относятся, в том числе греки и поляки. Давайте забудем о политике и посмотрим на достойный восхищения подвиг солдат Армии Крайовой.

Рекомендую посмотреть вместе с «Поколением» и «Пеплом и алмазом».