?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Psy", 1992
dm_bondarenko
За хлеб, и Свободу, за новую Польшу Янек Вишневский пал…

Примерно два месяца назад я написал отзыв на «Человека из мрамора» и «Человека из железа» и richteur дал в комментариях справедливые замечания. После этого, я посмотрел блог richteur и увидел отзыв на фильм «Псы». Впечатленный отзывом richteur, я решил самостоятельно ознакомиться с этим образчиком «польского нового кино».

Несколько бывших сотрудников Службы безопасности ПНР, включая поручика Франца Маурера, пытаются интегрироваться в правоохранительные органы новой Польши. Они активно уничтожают компрометирующие документы, являются на заседания специального комитета Сената Польши. Кто-то, включая Франца, получает назначение в криминальную полицию, кому-то не так везет и они предлагают свои навыки бандитам…

Последний куплет знаменитого стихотворения Кшиштофа Довгялло «Баллада о Янеке Вишневском» содержит следующую строчку: «За хлеб, и Свободу, за новую Польшу Янек Вишневский пал». В 1989 году Польша стала новой, они получили свободу (или хотя бы ее видимость), но для большинства поляков с хлебом стало туго. Также польские режиссеры получили теоретическую и практическую возможность снимать фильмы на ранее запретные темы.

Режиссер рисует зарождение новой капиталистической Польши и сделал в качестве главных героев самых презренных существ – бывших польских гебистов. Бывшие хозяева жизни попадают в обычную полицию, где они считаются самыми низшими существами. Но, как часто бывает в истории, в основном понесут наказание рядовые исполнители, а хозяева успевают уничтожить документы или заключить сделку с новым правительством.

Автор показывает бывших гебистов обычными людьми, среди них есть и честные, и подонки, и трусы. Большинство из них, как и рядовые поляки, пытаются прокормиться, только прежнее государство обучило их только одному – убивать, а «новой Польше больше не нужны убийцы», но, в отличие от рабочих, их навыки востребованы по ту сторону баррикад.

«Псы» показывают быстрое разочарование поляков в новых правителях. Фильм показывает зачатки коррупции в высших органах власти, которые начали сращиваться с организованной преступностью. Как только Франц начинает переходить дорогу бандитам, его сразу увольняют из полиции в связи с обнаружением новых порочащих фактов в его биографии.

В новой Польше не найдется места ни для «Человека из мрамора», ни для «Человека из железа», новая Польша ждет с распростертыми объятиями нахрапистых убийц и воров. И в 1989 году, «Баллада о Янеке Вишневском» будет распеваться пьяными гебистами, ибо всем наплевать на прошлых мучеников.

В очередной раз польское кино приятно удивило. Владислав Пасиковский взял форму голливудского боевика и включил в нее драму, содержащую самые актуальные темы для поляков. Все кто жил в России 1990х поймут сюжет «Псов».

Однозначно рекомендую к просмотру, этот фильм стоит на голову выше большинства «чернушечных» российских фильмов 1990х.

  • 1
Хорошая рецензия.
Вообще, после просмотра таких фильмов возникает впечатление, что, несмотря на люстрацию и более честную приватизацию, 90-е в Польше практически не отличались от российских. Так, в фильме "Долг" показывают совершенно отечественных "братков", а в "Симметрии" - очень знакомые реалии пенитенциарной системы, с "пропиской", разделением на "масти" и строгим соблюдением "понятий".
Видимо, мы все-таки более близкие народы, чем пытаются представить политики.

Наверное корень нелюбви между поляками и русскими - в нашей схожести.
В Энни Холл была неплохая цитата на эту тему: "Я не хочу быть членом клуба, в который входит кто-то вроде меня".

  • 1