?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Przypadek", 1981
dm_bondarenko
Каждое поколение хочет какой-то святыни, нуждается в уверенности и вере…

В жизни каждого человека бывали события, продиктованные случайностями. Это могут быть позитивные случайности – напился, опоздал на самолет и избежал авиакатастрофы или незапланированно сходил на премьеру и познакомился с интересным человеком. При этом не нужно забывать и о негативных случайностях – нечаянно пророненное слово или на первый взгляд незначительный поступок, стоившие отношений с близким человеком или хорошим другом.

В 1981 году Кшиштоф Кесьлевский снял фильм о том, как одно событие может повлиять на всю жизнь человека. После смерти отца, молодой студент медицинского факультета Витек берет академический отпуск и собирается ехать в Варшаву. В зависимости от того, попадет ли Витек на варшавский поезд, зависит ход его жизни.

В этом фильме режиссер исследует вопрос взаимосвязанности свободы, личного выбора, счастья и судьбы. В начале фильма Витек следует пожеланиям своего отца и изучает медицину. Но, перед своей смертью, отец Витека говорит ему, что хочет, чтобы сын сам выбрал свое предназначение и оно необязательно должно быть связано с медициной. Впервые в своей жизни Витек получает настоящую свободу выбора.

В первых двух вариантах своей жизни, Витек пытается избрать в качестве своего предназначения политику. В первом варианте Витек вступает в Коммунистическую партию Польши, а во втором варианте Витек становится оппозиционером и пытается обрести смысл жизни в католической вере. На первый взгляд, Витек добивается успехов на первом и на втором пути, но на самом деле он теряет личную свободу, свободу выбора, личное счастье и становится инструментом в руках иных людей.

Кшиштоф Кесьлевский показал зрителю старых коммунистов, пострадавших от репрессий в начале 1950х годов, но продолживших партийную деятельность. Один из них, вдохновивших Витека на вступление в Партию, вышел из тюрьмы покалеченным и физически, и морально, и занимает пост лектора в университете, чтобы дистанцироваться от всего. Другой старый коммунист – начальник Витека, - понимает кризис социалистических идей, но продолжает политическую деятельность и формальное декларирование приверженности официальной идеологии, чтобы в будущем использовать свой опыт для реформы польского общества.

Режиссер показал оппозицию как эфемерную массу идеалистично настроенных молодых людей, печатающих листовки и которых в любой момент могут арестовать. Не меньший скептицизм у режиссера вызывает попытка людей обрести смысл в жизни с помощью формального обращения в религию, в данном случае в католическую веру. При этом не нужно считать режиссера настроенным антиклерикально – он не выступает против Веры, он выступает против формального принятия церковных постулатов, практикуемого большинством людей. Дальнейшая история Польши подтвердит правоту мыслей Кшиштофа Кесьлевского.

Кроме вышеуказанного исследования взаимосвязанности свободы, личного выбора, счастья и судьбы, фильм также показывает влияние прошлого на жизнь человека и как мы отчаянно пытаемся вернуть его. В «Случае» прошлое символизируется девушками, когда-то встречавшимися на жизненном пути Витека – Чушкой в первом варианте жизни Витека и Веркой во втором варианте жизни Витека. При этом все забывают, что есть избитая поговорка про то, что прошлое не вернешь, и режиссер разделяет данную точку зрения.

Во всех трех вариантах жизни Витека фигурирует Париж как способ побега от действительности. Но тут режиссер решает «поиграть в Бога» (взято из одного высказывания Кшиштофа Кесьлевского по поводу концовки трилогии «Три цвета») в образе судьбы и не дает возможности герою убежать из страны, но где-то он жесток, а где-то проявляет милосердие.

По мнению режиссера, возможность обрести личное счастье состоит в разрыве с прошлым и выстраивании своей жизни вне политики. В третьем варианте жизни Витека, он решает не ехать в Варшаву, оканчивает университет и женится на однокурснице. Витек-врач, в отличие от Витека-коммуниста и Витека-оппозиционера, полностью воздерживается от участия в политической жизни и занимается только медициной. Именно в этом варианте жизни Витек обретает личную и профессиональную свободу.

Кшиштоф Кесьлевский изобразил портрет польского общества начала 1980х годов и историю жизни одного простого польского молодого человека. Я думаю, что, видя кадры Витека, бегущего за варшавским поездом, каждый вспомнит свои подобные «поезда». Как я уже писал, фильмы Кесьлевского обладают одним неоспоримым качеством – они универсальны.

И я снова Вас призываю вместе посмотреть работы этого выдающего режиссера, слишком рано ушедшего из жизни.