Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Bez konca", 1984
dm_bondarenko
В какой Польше?

Дорогие друзья! Я прекрасно понимаю, что достал Вас отзывами на фильмы польских режиссеров. Но я торжественно обещаю, что после этого отзыва я возьму перерыв и буду какое-то время писать отзывы на другие фильмы.

В середине 1980х Кшиштоф Кесьлевский вел режиссерские курсы в Западном Берлине и однажды молодой западный немец начал рассказывать режиссеру о своих политических убеждениях. По словам молодого немца, он начал рассказывать польскому режиссеру о своем увлечении РАФ и иными радикальными политико-террористическими движениями. Кесьлевский лишь вежливо улыбался, а в его глазах читалось: «Дурачок, ты живешь в нормальной стране!». Позже режиссер сказал молодому немцу: «Андреас, политика – грязное дело. Все, что меня заботит – это чтобы в туалетах была туалетная бумага».

Кшиштоф Кесьлевский был аполитичен и в личной, и в творческой сфере. Он никогда не снимал политически ангажированного кино, не примыкал к политическим блокам, кружкам или клубам. Он снимал фильмы не о политике, а о людях, а точнее о вещах, которые объединяли людей. Из-за этого, в социалистической Польше режиссера подвергли травле, как и коммунисты, так и оппозиционеры.

На первый взгляд, в 1984 году Кшиштоф Кесьлевский изменил своему убеждению, сняв политизированный фильм. Но, на самом деле, за формой истории о смерти молодого и храброго адвоката, защищавшего политического заключенного, кроется совершенно иное содержание.

В «Без конца», Кшиштоф Кесьлевский изобразил польское общество времен Ярузельского – потерянное, разочарованное и более не ожидающее никаких позитивных перемен. Представители Солидарности показаны разгромленными идеалистами, пытающимися либо выжить, либо показать действующей власти свое последнее «фи». На фоне сдавшейся Польши разыгрывается трагедия женщины, потерявшей мужа. Она везде видит отражение своего покойного мужа, и ничто не может ее заставит отбросить прошлое и продолжить жить.

Как и в «Три цвета: Синий», через призму истории вдовы Кшиштоф Кесьлевский исследует тематику свободы, но не в политическом, а в личном плане. В этих двух фильмах режиссера интересуют следующие вопросы: может ли человек освободиться от груза прошлого и продолжить жить? Может ли самоубийство считаться выбором свободного человека и выходом из тупиковой ситуации?

Другим элементом фильма является процесс над молодым рабочим, обвиняемым в организации политической забастовки. В части фильма, посвященной процессу, появляется один из ключевых персонажей – пожилой адвокат Лабрадор, сменившей умершего Антека. Режиссер вкладывает в уста пожилого адвоката свои мысли – если в момент объявления военного положения Вы не выбрали смерть и не пошли на танки, то зачем Вы пытаетесь найти ее сейчас? Имеет ли смысл губить себя ради дела, которое было разгромлено?

Практически каждый из персонажей строит свою «фантомную» жизнь и Польшу, пытаясь таким образом убежать от гнетущей действительности. Но, если пытаться с помощью фантазии убежать от действительности, то последняя все-равно возьмет вверх. Конечно, в свете последующих событий, можно упрекнуть режиссера в излишнем пессимизме. Перед тем как критиковать режиссера за вышесказанное, посмотрите на год выхода фильма и простите Кесьлевского за его пессимистическое видение будущего. Ибо, в 1984 году еще никто не мог подумать о скором крушении Восточного блока.

До конца 1980х годов Кшиштофа Кесьлевского называли «местечковым» режиссером. Его фильмы не брали на международные кинофестивали, он находился в тени более именитых соотечественников, таких как Анджей Вайда. Несмотря на весь прошлый снобизм, фильмы Кесьлевского обладают одним неоспоримым качеством – они универсальны. Они универсальны в том смысле, что рассказанные в них истории понятны каждом. Мы можем себя ассоциировать с героями и его польских, и его французских фильмов. Что не скажешь обо всех фильмах его (тогда еще) более именитых соотечественников.

После успеха «Декалога», те критики, которые ранее называли Кесьлевского «местечковым» режиссером, начали коллективно хвалить его фильмы. Давайте присоединимся к ним и вместе посмотрим работы этого выдающего режиссера, слишком рано ушедшего из жизни.

?

Log in

No account? Create an account