Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
Памяти Анджея Вайды ("Popiól i diament", 1958)
dm_bondarenko
Я не могу больше убивать, я хочу жить

9 октября 2016 года умер Анджей Вайда. Если честно, я смотрел у него только три фильма: Дантон, Все на продажу и Поколение. Первый фильм мне очень понравился, второй фильм я смотрел в недостаточно зрелом возрасте, а третьим фильмом остался недоволен даже сам режиссер. Услышав про его смерть, я решил восполнить этот досадный пробел в своем образовании.

8 мая 1945 года Гитлеровская Германия капитулировала перед Союзниками и война в Европе была окончена. В этот же день двое солдат Армии Крайовой Мацек и Анджей получают задание убить секретаря обкома ПРП Щуку. По ошибке они убивают рабочих с цементного завода и возвращаются во Вроцлав…

Анджея Вайду всегда любили обвинять в чрезмерной однобокости мышления. После выхода «Человека из железа» его фильмы запретили в СССР, французские критики однобоко истолковали «Дантон» как аллегорию на противостояние между Лехом Валенсой и Войцехом Ярузельским, многие русские считали Анджея Вайду стереотипным польским русофобом. При этом в социалистической Польше Анджея Вайду обвиняли в пренебрежении официальной идеологией, а в постсоциалистической Польше его обвиняли в недостаточном патриотизме.

Вопреки расхожему мнению, Анджей Вайда, как и в «Белой гвардии» Михаила Булгакова (к сожалению, я не читал оригинальную повесть Ежи Анджеевского) показал представителей противоборствующих сторон обычными людьми. Он снял фильм о благородных, об идеалистах, о подонках и о декадентах. Первоначально главный персонаж фильма (Мацек) кажется безмозглым пижоном, убивающим людей ради удовольствия.

Продолжив просмотр фильма, мы знакомимся с трагедией 24-летнего идеалиста, несостоявшегося студента Политехнического университета, чья жизнь была разрушена войной. Потеряв родных, бросив книги и взяв в руки автомат, Мацек лишается своего человеческого облика. Но в день, когда аристократы и коммунисты собрались вместе и празднуют окончание войны, он влюбляется в Кристину и снова обретает свой человеческий облик. Мацек больше не хочет убивать, но с 9 мая 1945 он больше не герой Сопротивления, а «проклятый солдат», подлежащий уничтожению.

Товарищ Щука изображен нравственным собратом Мацека. Пламенный коммунист, начавший свою карьеру с Гражданской войны в Испании, но искренне желающий построить в Польше «социализм с человеческим лицом». Война отняла у него сына, причем не в физическом, а в идеологическом смысле. Теперь его сын стал врагом новой Польши и перед отцом встанет ужасный выбор – остаться коммунистом или остаться человеком.

По мнению режиссера, подтвержденному историей, будущее Польши принадлежит не идеалистам и благородным, а подонкам и карьеристам. В этом смысле показателен персонаж пана Древновского – оппортуниста, пытающегося усидеть на двух стульях. Элита Польши находится не на поле бое, а сидит и безобразно напивается в банкетном зале гостиницы Вроцлава. А примерно в это же время тюрьмы Польши заполняются новыми врагами народа, которым пока только дают пощечины.

8 мая 1945 года подойдет к концу и наступит рассвет нового дня и в Польше начнется новая война. Много людей будет убито своими вчерашними соотечественниками для того, чтобы сменить одну диктатуру на другую. В новой Польше не будет места ни для Мацека, ни для товарища Щуки, их место займут многочисленные паны Древновские. Цитируя стихотворение Циприана Норвида, из которого было взято название фильма, нет, из пепла нам не блеснет алмаз.

Международные критики назвали «Пепел и алмаз» одним из лучших польских фильмов. К подобным заявлениям нужно подходить со здравым скептицизмом, но в этот раз можно согласиться с этим утверждением. «Пепел и алмаз» получился фильмом, который не устарел и поднятые им вопросы не теряют своей актуальности. Посмотрите этот фильм и если он вызовет у вас эмоциональный отклик, то Анджей Вайда не зря прожил свою жизнь.

?

Log in

No account? Create an account