?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
В память об Анджее Жулавском ("Boris Godunov", 1989)
dm_bondarenko
Ростропович сказал, что я оскорбил русских

Изабель Аджани назвала творчество Анджея Жулавского «эмоциональной порнографией». После выхода «Дьявола» его выгнали из Польши, съемки «На серебряной планете» были остановлены и только через 10 лет Жулавски получит возможность смонтировать свой великий незавершенный фильм. Практически ни один фильм Анджея Жулавского не обходился без нападок со стороны прессы или общественности.

В 1989 году, Анджей Жулавски взялся перенести на экран оперу Мусоргского «Борис Годунов». Посмотрев отснятый материал, Мстислав Ростропович попытался в парижском суде обвинить режиссера в оскорблении русской души. Ростропович проиграл процесс, но потребовал включить в начальные титры «Бориса Годунова» упоминание о том, что он не одобряет эту экранизацию.

Действие трагедии Пушкина, на основании которой была написана опера Мусоргского, происходило с 1597 до 1604 года – смерть Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова и начало Смуты на Руси. Анджей Жулавски усмотрел в опере Мусоргского параллель с историей СССР, а точнее социалистического лагеря в целом: «Мне было важно показать, что пушкинская драма, вдохновившая Мусоргского, напоминает самые жестокие шекспировские пьесы, что в ней обсуждаются идеологические проблемы, которые занимают нас сегодня, причем с вполне современной страстностью».

Действительно, декорации Руси XVII века сочетаются с советскими автоматными вышками. По мнению Анджея Жулавского, смерть Ивана Грозного перекликается со смертью авторитарного социалистического режима 1940-1950х гг., а царствование Бориса Годунова знаменовала собой идеологическую «оттепель», посеявшую семена для грядущей авторитарной реакции. Отдельного упоминания в фильме заслуживает фигура Василия Шуйского, показанного расчетливым царедворцем, сначала возвысившего Бориса Годунова, а потом призвавшего иностранных интервентов и вонзившего нож в спину царю, как это было с некоторыми правителями в социалистических странах.

Как в «Третьей части ночи» и «Одержимой» Анджей Жулавски использует мотив двойников. Юродивого и Григория Отрепьева играет один и тот же актер. Это символично, так как Юродивый первым публично обвинил Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, а Григорий Отрепьев принял обличие царевича Дмитрия и занял трон после убийства Бориса Годунова. Также один актер играет убитого царевича Дмитрия Угличского и царя Федора II Годунова.

Режиссер, как и в своих прошлых постановках, крайне вольно обошелся с жанровыми правилами и шаблонами. В оперной постановке Анджея Жулавского герои исполняют свои партии во время бега, декорации Руси XVII века похожи на авангардные творения, кровь иногда окрашена в синий цвет. Периодически оперные панорамы пересекаются со съемочной техникой и видами оркестра и время от времени исполнители напрямую обращаются к зрителям.

В отличие от большинства классических оперных постановок, Анджей Жулавски не постеснялся показать кровь и насилие. Это идет в полном соответствии с его постановочной философией, в которой не допускается никаких попыток заретушировать настоящую историю. Действительно, зачем пытаться убежать от настоящей истории или обелить ее? История Руси XVII века была сопряжена с множеством кровавых событий и необходимо принимать ее в первоначальном виде.

Недавно умерший пан Анджей Жулавски в очередной раз снял противоречивую постановку. Это не русофобская отрыжка озлобленного на весь мир психопата, как ее называли некоторые критики, это его авторский взгляд на историю и литературу. Анджей Жулавски был слишком умен и развит, чтобы страдать примитивными стереотипными фобиями. Отбросьте и Вы свои стереотипы и попытайтесь сохранить наследие Анджея Жулавского, смотря и анализируя его фильмы.