Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"No", 2012
dm_bondarenko
15 минут, 17 партий


В 1980 году новая Конституция Чили наделила Аугусто Пиночета статусом конституционного президента на восемь лет с правом переизбрания на второй срок. Плебисцит о переизбрании Аугусто Пиночета должен пройти в 1988 году, но вероятность его проведения кажется ничтожной. Тем не менее, под сильным международным давлением, Аугусто Пиночет назначает плебисцит на 5 октября 1988 года и устанавливает 27-дневную предвыборную кампанию. У оппозиции есть ровно 15 минут телевизионного эфира в день. В обычной политической кампании оппозиция может проиграть; в Чили времен Пиночета оппозиционеры могут погибнуть…

Действие фильма начинается за несколько месяцев до плебисцита 1988 года. На первый взгляд, у оппозиции нет никаких шансов, она расколота, боится чилийской полиции и контрразведки и, самое главное, она не верит в свою победу. Молодой рекламщик Рене Сааведра считает, что у оппозиции есть шанс на победу. Он идет на радикальный шаг и разрабатывает рекламную кампанию, делающую ставку на средний класс - сторонников Пиночета, молодежь и политических абсентеистов, напоминающую рекламу Кока-Колы. Рене сводит к минимуму политическую составляющую оппозиционной кампании и объединяет все оппозиционные партии под одной «радугой».

Современные философы и социологи написало несчетное число страниц про общество потребления, в особенности про его готовность отказаться от политических свобод ради сохранения своего привычного образа жизни. Символично, первой сценой фильма является демонстрация клиентам рекламного ролика новой газировки Free и рассуждения героев о том, что молодежь Чили будет удовлетворена бунтом, романтикой и музыкой только в рекламных роликах.

По общему правилу, в обществе потребления успешные политические кампании нацелены на потаенные страхи обывателей. Кампания Пиночета пытается запугать избирателей возвращением к кризисному президентству Альенде и обещают обновленную диктатуру без репрессий. В то же время оппозиции удается невозможное – подать расположенному к Пиночету электорату идеи свободы и равенства, завернутые в «обертку» рекламы Кока-Колы и мобилизовать «тихое оппозиционное большинство».

В одной из рецензий было написано, что нельзя хвалить фильм, показавший перерождение политического активизма в рекламу. А я скажу, что если рекламу можно поставить на служение благой цели, то фильм, хорошо показавший победу «Кока-Колы над диктатурой» заслуживает высокой оценки.

8 из 10


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account