?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Indochine", 1992
dm_bondarenko

В юности мы думали, что мир состоит из неразделимых понятий: мужчин и женщин, гор и равнин, людей и собак, Индокитая и Франции...

Одной из вырезанных сцен, включенных в расширенную версию «Апокалипсиса сегодня» является эпизод, когда Уиллард со своей командной наталкивается на каучуковую плантацию, колонизированную французами много лет назад. Несмотря на то, что Первая Индокитайская война закончилась более десяти лет назад и Вьетнам стал независимым государством, французские колонисты будут защищать этот отдаленный форпост французской цивилизации до последней капли крови. Я не один раз смотрел «Апокалипсис сегодня» и эта сцена является одной из самых любимых. Поэтому, я решил «восполнить пробел в своем образовании» и посмотрел «Индокитай».

Действие данного фильма начинается в конце 1910х гг., когда Элиана Деврвье удочеряет Камиллу — наследницу династии Нгуен. Благодаря этому, владения семьи Деврвье значительно увеличиваются и каучуковая плантация Элианы становится одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии. По прошествии десяти лет, Элиана растит Камиллу как родную дочь и каучуковая плантация приносит баснословный доход. В это же время, Элиана начинает роман с молодым морским офицером Жаном-Батистом. Все идет своим чередом до тех пор, пока Жан-Батист не спасает от террориста Камиллу и между ними вспыхивает взаимная любовь. Элиана, желая уберечь падчерицу, организовывает перевод Жана-Батиста на отдаленный форпост и соглашается на помолвку Камиллы с другим вьетнамским аристократом — высланным из Парижа коммунистом Тханем. Сразу после помолвки, Камилла, с одобрения Тханя, сбегает из Сайгона и отправляется на поиски Жана-Батиста...

Фильм начинается с показа идиллической колониальной жизни: огромная плантация; строгая, но справедливая Элиана, называющая работников «детьми» и никогда не наказывающая их без веской причины; мирное сосуществование французской и вьетнамской элиты. Тем не менее, данная идиллия сохраняется в стенах плантации и, пока, в Сайгоне.

За стенами плантации начинает разгораться пламя революции. Сначала неумело, первые революционеры устраивают поджоги и диверсии, осуществляют убийства коллаборационистов. Камилла, вырвавшаяся из своей «золотой клетки», видит жизнь простых вьетнамцев и проникается революционными идеями.

Французское общество показано инертным и неспособным ничего противопоставить разгорающемуся революционному пламени. Единственным персонажем, пытающимся бороться с революционной фрондой является глава колониальной полиции Ги, но его работа саботируется отсутствием поддержки со стороны армии и флота и судьбоносным решением Правительства Народного Фронта освободить всех вьетнамских политических заключенных.

Одна из самых важных ролей в событиях фильма играет любовь. Можно сказать, что любовь является, в какой-то степени, катализатором практически всех событий в данном фильме. Любовь является одновременно и благословением, и проклятием. Практически каждая сюжетная линия «Индокитая» начинается с любви: любви Элианы к своей приемной дочери; любви Камиллы к Жан-Батисту; любви Тханя, и позже Камиллы, к родной земле. В конце-концов, Элиане удается запечатлеть кусочек Индокитая, которого «уже нет в живых» в образе ее внука Этьена — сына Жана-Батиста и Камиллы — и ее любовь к внуку будет символизировать любовь к навсегда исчезнувшему старой колонии.

Катрин Денев, когда-то позировавшая для национального символа Франции Марианны, и в этом фильме олицетворяет свою родную страну. На первый взгляд, Элиана кажется холодной, заносчивой и неприступной, но «за фасадом» перед зрителем предстает ранимая и способная любить женщина. Она способна на храбрые поступки, воодушевляющие ее работников, но обстоятельства оказываются сильнее ее и прошествии двадцати лет она, вместе со своим внуком Этьеном, превращается в осколок Французской Империи. Другие актеры также показали себя на высоком уровне: Венсан Перез в образе импульсивного Жана-Батиста; Жан Ян в образе циничного полицейского Ги и список можно продолжать до бесконечности.

Подводя итог, хочется сказать, что получился грустный, искренний и красивый фильм. Рекомендую посмотреть «Индокитай» в паре с «Последним императором» Бернардо Бертолуччи.

9 из 10