?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"Belle de jour", 1967
dm_bondarenko
Belle de Jour?

На тему проституции было снято бесчисленное количество фильмов: социологическое киноэссе «Жить своей жизнью» и «препарирование» общества с помощью лингвистической философии Людвига Витгенштейна «Две или три вещи, которые я знаю о ней» Жана-Люка Годара, эстетская эротика «Грань» Валериана Боровчика. Все перечисленные фильмы объединяет одно – они рассматривают проституцию среди представителей низших слоев общества, а проституция среди представителей высших слоев общества не нашла такого крупного отражения в искусстве. Однако, все помнят легенды про великосветских дам, залезающих в грузовики дальнобойщиков, развлекающихся со своими конюхами и другие подобные истории.

Северина Серизи живет прекрасной жизнью обеспеченной буржуа. У нее есть все, кроме одного но – сексуальной удовлетворенности. Муж не в состоянии удовлетворить ее садомазохистские сексуальные фантазии и она решается на радикальный шаг – устраивается работать в публичный дом. Теперь днем она загадочная Дневная красавица, а по вечерам продолжает играть роль добропорядочной Северины Серизи…

К сожалению, я не читал оригинальный роман Жозефа Кесселя. Тем не менее, при просмотре «Дневной красавицы» возникают аналогии с двумя классическими непристойными произведениями – «Венерой в мехах» Леопольда фон Захера-Мазоха и «Историей О» Полин Реаж. От «Венеры в мехах» героиня Катрин Денев получила женский вариант имени главного героя романа Северина и его садомазохистские мечты. Из «Истории О» перекочевал фантазийный тон повествования – несколько версий сцен, а начальная сцена фильма похожа на одну из сцен романа Полин Реаж.

В плане откровенности, по нынешним меркам, «Дневная красавица» давно превратилась в детский фильм. При этом, фильм не потускнел в части саркастичности по поводу буржуазного общества. Луис Бунюэль едко высмеивает двуличность и лицемерие так называемых добропорядочных буржуа. Добропорядочная домохозяйка может удовлетворить свои «непристойные желания» только в борделе, но при это вынуждена постоянно придерживаться правил социума. Иные представители высших слоев, по мнению режиссера, недалеко ушли от Северины, их сексуальные желания давно уже перестали быть «традиционными».

Луис Бунюэль ведет постоянную интеллектуальную игру со зрителем, смешивая вымысел с реальностью. Эта игра становится все изощреннее и изощреннее, по мере пребывания Северины в «стране чудес», и под конец уже трудно отличить вымысел от реальности. В фильме нет ни одной реальной сексуальной сцены, кроме воображаемых садомазохистских фантазий Северины, автор оставляет зрителю угадывать степень безумности желаний героини.

Подводя итог, хочется сказать, что получился прекрасный фильм, по сей день остающийся оригинальным и интересным. При просмотре «Дневной красавицы» помните об одной вещи – «Вся власть воображению!»

9 из 10