Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

«Калигула» (1979)

Я - Бог!

Малкольм Макдауэлл – очень талантливый актер. В 1968 году он заявил о себе в фильме Линдсея Андерсона «Если» и в 1971 году Макдауэлл закрепил свой успех в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика. К сожалению, позже его карьера пошла на спад. Среди множества его ролей, нельзя забывать про «Калигулу» - фильм, который мог стать бессмертным шедевром.

Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный как Калигула, постоянно находится под дамокловым мечом своего дяди – императора Тиберия. В 37 году нашей эры Калигула направляется в резиденции дяди на острове Капри. Там он видит декадентные представления для своего больного и озлобленного дяди. Благодаря поддержке префекта Макрона, совершившего убийство Тиберия, Калигула становится новым императором. Что же следует ожидать от юного наследника, опьяненного абсолютной властью?


В чем минус любой монархии? В том, что власть передается по наследству и новым правителем может быть лицо, неспособное править. В XVIII-XIX веках, чтобы минимизировать данный риск, начала возникать конституционная монархия с разделением властных полномочий. Но в ранней Римской империи император (или вернее принцепс) обладал практически неограниченной властью.

В фильме Калигула изображен человеком, чья психика была подорвана постоянным нахождением на волоске от гибели. Из-за этого у него развились многочисленные психические расстройства и как только он получил абсолютную власть, Калигула получил карт-бланш для удовлетворения своих самых потаенных желаний. Все же Римская империя обладала запасом прочности и смогла пережить правление Калигулы. Несмотря на это, за ним последовали иные подобные императоры, которые внесли свой посильный вклад в разрушение Империи.


«Калигула» отлично показывает мрачную атмосферу римского общества, пропитанного жестокостью и коррупцией. В фильме есть очень уместный черный юмор и кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий пытается шутливо отравить Калигулу. Также Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его с многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как психически нездорового тирана.

В чем же корень проблем этого фильма? В фигуре Боба Гуччионе. Владелец Penthouse, контролировавший весь процесс, наполнил фильм множеством низкопробных сцен, портящих впечатление от просмотра фильма. Я не ханжа, но ряд сцен, вставленных в «Калигулу», выглядят низкопробно и портят общее впечатление от фильма. Также необходимо сказать, что Тинто Брасс не смог найти баланс между интеллектуализмом, жестокостью и откровенностью. Но Патрис Шеро смог найти этот баланс и поэтому его «Королева Марго» получилась бессмертным шедевром.


Суммируя все вышесказанное, «Калигула» получился очень неровным фильмом. С одной стороны мы видим отличные актерские работы (Малколм Макдауэлл, Питер О’Тул, Хелен Миррен и Джон Гилгуд) и жуткую атмосферу Рима, а с другой стороны мы видим дурной вкус исполнительного продюсера фильма. Стоит ли смотреть? Да, но морально подготовьтесь к не очень приятному зрелищу.

Мои дорогие читатели, по этой ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).
Tags: #кино, #классика, #рецензия, #фильм, 1979, Кино Италии, Тинто Брасс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment